•
различных ведомств, общественными организациями и другими
институтами общества).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют
специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования.
При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять специалист,
работающий в иной организации (центрах психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи, ПМПК и других).
Программа коррекционной работы МБОУ СОШ№20 разработана в соответствии с
ФГОС ООО.
Программа
коррекционной работы предусматривает создание системы
комплексной помощи, т.е. специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ), посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Цель данной программы - создание благоприятных условий для развития личности каждого
ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной программы
всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи программы коррекционной работы:
1.
Выявление детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с
ограниченными возможностями здоровья, обусловленными недостатками в их физическом и
(или) психическом развитии.
2.
Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
3.
Определение
особенностей
организации
образовательного
процесса
для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
4.
Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
5.
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, с учѐтом особенностей
психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
6.
Содействие в освоении детьми с ограниченными возможностями здоровья основной
образовательной программы основного общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении.
7.
Ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в
психическом, психофизиологическом
и личностном
развитии детей. Обеспечение
возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и
получения дополнительных образовательных коррекционных услуг.
8.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ.
9.
Оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ консультативной и
методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Участники реализации коррекционной программы
1. Дети с ОВЗ.
2. Учителя.
3. Специалисты: социальный педагог, медицинский работник.
4. Педагоги дополнительного образования.
5. Родители (законные представители) учащихся.
2. Принципы формирования программы
Программа коррекционной работы основывается на следующих принципах:
Принцип соблюдения интересов ребѐнка .Принцип определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка.
Принцип педагогической экологии заключается в том, что родители и педагоги должны
строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном
отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на
педагогическом оптимизме и доверии, уважении его личности, прав и свобод.
Принцип учета индивидуальных особенностей. Индивидуальность ребенка
характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и
других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к
индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память,
воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные
особенности влияют на развитие личности.
Принцип системности. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений
детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка, участие в
данном процессе всех участников образовательных отношений.
Принцип непрерывности. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к еѐ решению.
Принцип вариативности. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми с ОВЗ.
Принцип рекомендательного характера оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей)
детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации,
осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).
3. Направления коррекционной работы
Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования в МБОУ
СОШ№20 включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие еѐ основное
содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными
возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку
рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях школы;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную, системную, непрерывную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков
в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях образовательной
организации; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает единство специалистов сопровождения детей с ОВЗ,
педагогов,
родителей
по
вопросам
реализации
дифференцированных
психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на просвещение всех участников
образовательных отношений — обучающихся (как имеющих, так и не имеющих
недостатки в развитии), их родителей (законных представителей), педагогических
работников по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
детей с ОВЗ.
Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
1) своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
2) раннюю (с первых дней пребывания ребѐнка в образовательной организации) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
3) комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля;
4) определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ,
выявление его резервных возможностей;
5) изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
6) изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка;
7) изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка с ОВЗ;
8) системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребѐнка;
9) анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
1) выбор оптимальных для развития ребѐнка с ОВЗ коррекционных программ/методик,
методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными
потребностями;
2) организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;
3) системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных
действий и коррекцию отклонений в развитии;
4) коррекцию и развитие высших психических функций;
5) развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ребѐнка и психокоррекцию его
поведения;
6) социальную защиту ребѐнка в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
1) - разработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся с ОВЗ, единых для всех участников образовательных
отношений;
2) консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приѐмов работы с обучающимся с ОВЗ;
3) - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приѐмов коррекционного обучения ребѐнка с ОВЗ.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
1) различные
формы
просветительской
деятельности
(лекции,
беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не
имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного
процесса и сопровождения детей с ОВЗ;
2) - проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
4.Этапы реализации коррекционной программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность
создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учѐта
особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных
потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям
программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы
организации.
2. Этап
планирования,
организации,
координации
(организационно-исполнительская
деятельность). Результатом работы является особым образом организованный
образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и
процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды(контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия
созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных
программ особым образовательным потребностям ребѐнка.
4.Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и
процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения,
методов и приѐмов работы.
5. Механизмы реализации программы
Основным механизмом реализации коррекционной работы являются оптимально
выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации в рамках
ПМПК, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном
процессе школы, и социальное партнѐрство, предполагающее профессиональное
взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами.
№ Особенность
ребѐнка
(диагноз)
1 Дети с
задержкой
психического
развития
Характерные особенности р
азвития детей
Рекомендуемые условия обучения и воспитания
1) снижение
работоспособности;
2) повышенная истощаемость;
3) неустойчивость внимания;
4) более низкий уровень
развития восприятия;
5) недостаточная
продуктивность произвольной
памяти;
6) отставание в развитии всех
форм мышления;
7) дефекты
звукопроизношения;
8) своеобразное поведение;
9) бедный словарный запас;
10) низкий навык самоконтроля
11) незрелость
эмоционально-волевой сферы;
12) ограниченный запас общих
сведений и представлений;
13) слабая техника чтения;
14) неудовлетворительный
навык каллиграфии;
15) трудности в счѐте через 10,
решении задач
1. Соответствие темпа, объѐма и сложности
учебной программы реальным познавательным
возможностям ребѐнка, уровню развития его
когнитивной сферы, уровню подготовленности,
то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие
общеинтеллектуальной деятельности (умение
осознавать учебные задачи, ориентироваться в
условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество с взрослыми, оказание
педагогом необходимой помощи ребѐнку, с
учѐтом его индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозированная помощь
ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у ребѐнка чувствительности к
помощи, способности воспринимать и
принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение
гигиенических и валеологических требований.
8. Специально подготовленные в области
коррекционной педагогики (специальной
педагогики и коррекционной психологии)
специалист - учитель, способный создать в
классе доброжелательную, особую
доверительную атмосферу.
10. Создание у неуспевающего ученика чувства
защищѐнности и эмоционального комфорта.
11. Безусловная личная поддержка ученика
учителями школы.
12. Взаимодействие и взаимопомощь детей в
процессе учебной деятельности
6. Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных
(жизненных)
компетенций,
необходимых
для
решения
практикоориентированных
задач
и обеспечивающих
становление
социальных
отношений
обучающихся с ОВЗ в различных средах.
Результатом коррекции развития детей с ОВЗ являются:
• сформированность психических процессов, необходимых для освоения ООП ООО
(по результатам психологического мониторинга);
• улучшение физического здоровья обучающихся (по результатам медицинского
мониторинга);
• успешное освоение всеми обучающимися ООП ООО (по результатам
педагогического мониторинга);
а так же освоение детьми жизненно значимых компетенций:
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со
взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
• овладение навыками коммуникации;
• дифференциация и осмысление картины мира и еѐ временно пространственной
организации;
• осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей.
Личностные результаты - индивидуальное продвижение обучающегося в личностном
развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной
результативности
и др.).
Метапредметные результаты - овладение общеучебными умениями с учетом
индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и
управление
своей
деятельностью;
сформированность
коммуникативных
действий,
направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяются совместно с учителем - овладение содержанием
ООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных
возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным
учебным предметам (умение учащихся с нарушенным слухом общаться на темы,
соответствующие
их
возрасту;
умение
выбирать речевые средства адекватно
коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).