Рабочая программа по МХК 10-11

Пояснительная записка
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 10-11-х
классах и предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в
год, 68 (69) часов – за два года).
Исходным документом для составления данной рабочей программы является:
 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
 3-го издание авторской программы Даниловой Г. И. Программы для
общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. – М.:
Дрофа, 2007.;
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности. В
целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных
доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или
комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов.
Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой
мировой, что даѐт возможность по достоинству оценить еѐ масштаб и общекультурную
значимость.
Изучение курса «Мировая художественная культура» в старшей школе направлено
на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия
произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов
России и других стран мира;
освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох,
стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах,
эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка
разных видов искусства;
овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать
собственную эстетическую оценку;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным
критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание
собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся
рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает
с общепринятой, аргументировано еѐ отстаивать.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать и понимать:
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой
художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов
искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Уметь:
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной
исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их
ведущих представителей;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам
мировой художественной культуры;
уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты,
отзывы, сочинения, рецензии)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития и профессионального
самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.

Содержание изучаемого курса 10 класс
Раздел 1.
Художественная культура древнейших цивилизаций (6 час). Роль мифа в
культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы
и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки),
архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры
и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора.
Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и
красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий
- свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и
Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после
смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая
образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в
художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте
(привычки, суеверия и др).
Раздел 2.
Художественная культура античности (3 час).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез
архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские
праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической,
идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных
традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и
величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни.
Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные
сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные
формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур
Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной
культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве,
пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии
произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Раздел 3

Художественная культура средневековья (10 час). София Константинопольская воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение
догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений,
литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная,
космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие
воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская
(церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская
школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в
Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас.
Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде,
иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль
московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных
форм и новых строительных приѐмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы
аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной).
Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа
синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической
драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал,
знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых
культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве
последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Раздел 4
Средневековая культура Востока (6 час). Модель Вселенной Древней Индии ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических,
буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное"
мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков
в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей»
как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы
империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез
монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных
(конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав
философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад
камней Реандзи в Киото).
Опыт творческой деятельности. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Раздел 5
Художественная культура Возрождения (9 час). Возрождение в Италии.
Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте,
Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок
Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело,
Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского
алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная
культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии
светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия
человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная
ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных
авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и
гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
Поурочно-тематическое планирование 10 класс
Программа: Данилова Г. И. Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев.
Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5 – 9 кл.; Курс для школ и
классов гуманитарного профиля. 10 – 11 кл./ сост. Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2007.
Учебник: Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII
века . 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.М.: Дрофа, 2008.
№
п/п
1
2
3
4
5

название темы

количество
часов
6
3
10
6
9

Художественная культура древнейших цивилизаций
Художественная культура античности
Художественная культура средневековья
Средневековая культура Востока
Художественная культура Возрождения

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Художественная культура: от истоков до XVII века
№
урока

дата

тема

содержание материала

примечания

Раздел 1. Художественная культура древнейших цивилизаций
1

Первые художники
Земли

2

Архитектура страны
фараонов

3

Архитектура страны
фараонов

4

Изобразительное
искусство и музыка
Египта

5

Художественная
культура Древней
Передней Азии

6

Искусство
доколумбовой
Америки

Роль мифа в культуре. Древние образы и
символы.
Первобытная
магия.
Живопись
Альтамиры.
Символика
геометрического
орнамента в произведениях изобразительного
искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с
религиозными верованиями и представлениями
человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец
Мировое
значение
древнеегипетской
цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся
памятники мирового зодчества и одно из чудес
света
Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового
царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и
Луксоре
Гигантизм и неизменность канона – примета
Вечной жизни в изобразительном искусстве
(скульптурные памятники, рельефы и фрески).
Музыкальное искусство Древнего Египта
Особенности
художественной
культуры
Междуречья.
Аскетизм
и
красочность
архитектурных
ансамблей
Вавилона.
Изобразительное искусство и музыка
Оригинальность
и
самобытный
характер
доколумбовой
Америки.
Отражение
мифологических представлений майя и ацтеков в
архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан)

Раздел 2. Художественная культура античности
7

Золотой век Афин

Всемирно-историческое

значение

8

Архитектура
Древнего Рима

9

Театральное и
музыкальное
искусство
Античности

художественной культуры Древней Греции.
Идеалы красоты в ансамбле афинского акрополя,
общественного и культурного центра греческой
цивилизации. Парфенон – главное украшение
Акрополя
Архитектурные символы римского величия.
Римский форум, центр деловой и общественной
жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех
богов». Колизей – величественная зрелищная
постройка Древнего Рима
Рождение греческого театра (обобщение ранее
изученного). Особенности театрализованного
действа. Музыкальное искусство Античности

Раздел 3. Художественная культура средневековья
10

Мир византийской
культуры

11

Архитектурный
облик Древней Руси

12

Особенности
новгородской и
владимиросуздальской
архитектуры

13

Архитектура
Московского
княжества

14

Изобразительное
искусство и музыка
Древней Руси
Изобразительное
искусство и музыка
Древней Руси
Архитектура
западноевропейского
Средневековья
Архитектура
западноевропейского
Средневековья
Изобразительное
искусство Средних
веков
Театральное
искусство и музыка
Средних веков

15

16

17

18

19

Значение культуры Византийской империи.
Следование античным традициям, пролог к
развитию средневековой культуры. Собор Святой
Софии в Константинополе как воплощение
идеала божественного мироздания в восточном
христианстве. Искусство мозаики и иконописи
Древнерусский крестово-купольный тип храма.
Космическая,
топографическая,
временная
символика храма. Архитектурный облик Киева –
«матери городов русских». Внешний облик и
внутреннее убранство собора Святой Софии в
Киеве
Архитектура
Великого
Новгорода
и
ее
архитектурные особенности. Храм Софии
Новгородской.
Архитектура
ВладимироСуздальского княжества. Внешний и внутренний
облик Успенского собора во Владимире. Храм
Покрова Богородицы на реке Нерль
Следование традициям владимиро-суздальских
мастеров, обращение к лучшим достижениям
западноевропейского
зодчества.
Ансамбль
Московского Кремля. Успенский собор как его
главное украшение
Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской
Софии. Особенности новгородской школы
живописи. Творчество Феофана Грека
Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его
творчества. Музыкальная культура Древней Руси
Монастырская
базилика
как
средоточие
культурной жизни романской эпохи. Готический
собор как образ мира
Региональные
школы
Западной
Европы
(Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в
Париже и в Кельне
Скульптура романского стиля и готики, ее
теснейшая связь с архитектурой. Искусство
витража
Понятие о литургической драме и средневековом
фарсе. Монодический склад средневековой
музыкальной культуры

Раздел 4. Средневековая культура Востока
20

Индия – «страна

Самобытность и неповторимость художественной

чудес»

21
22

Индия – «страна
чудес»
Художественная
культура Китая

24

Художественная
культура Китая
Искусство Страны
восходящего солнца
(Япония)

25

Художественная
культура ислама

23

культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.
Ступа в Санчи, ее назначение и особенности
внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в
Карли) и храм Кандарья Махадевы в Кхаджурахо
Искусство живописи. Музыкальное и театральное
искусство Индии
Значение и уникальный характер китайской
художественной
культуры.
Шедевры
архитектуры. Воплощение мифологических и
религиозно-нравственных представлений Китая в
храме Неба в Пекине
Скульптура и живопись Китая. Пекинская
музыкальная драма
Своеобразие
и
неповторимость
искусства
Японии. Шедевры японской архитектуры.
Философия и мифология в садово-парковом
искусстве.
Мастера
японской
гравюры.
Театральное искусство
Исторические корни и значение искусства
ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский
образ рая в комплексе Регистана (древний
Самарканд). Изобразительное искусство и
литература Арабского Востока

Раздел 5. Художественная культура Возрождения
26

Флоренция –
колыбель
итальянского
Возрождения

27

Золотой век
Возрождения.
Художественный
мир Леонардо да
Винчи
Золотой век
Возрождения.
Бунтующий гений
Микеланджело
Золотой век
Возрождения.
Рафаэль – «первый
среди равных»
Возрождение в
Венеции

28

29

30

31

32

33
34

Северное
Возрождение.
Живопись
нидерландских и
немецких мастеров
Музыка и театр
эпохи Возрождения
Заключительные
уроки

Эстетика
итальянского
Возрождения.
Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре
Флоренции. Флорентийской чудо Ф. Брунеллески
– собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурные
шедевры Донателло. В мире образов С.
Боттичелли
Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его
творческой
деятельности.
Прославленные
шедевры художника
Скульптурные
и
живописные
шедевры
художника. Отражение
в
них глубоких
философских размышлений автора о смысле
жизни и смерти
Судьба художника, основные этапы его
творчества. Рафаэль – певец женской красоты.
Портретное творчество художника
Архитектурный облик Венеции. Художественный
мир Тициана и основные вехи его творческой
биографии. Мифологическая и библейская
тематика
Гентский алтарь Яна ванн Эйка как обобщенный
образ Вселенной, гармонии человека с жизнью
природы. Мастерство Дюрера-гравера
Музыкальная культура Возрождения. Роль
полифонии в развитии светских и культовых
музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и
сильных страстей в театре Шекспира
Проведение семинарского занятия, выполнение
учебных и творческих заданий (эссе, докладов,
рефератов, отзывов сочинений, рецензий) и их
защита по изученной теме курса

Содержание изучаемого курса 11 класс
Раздел 1
Художественная культура XVII – XVIII вв. (13 час). Стили и направления в
искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение
мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных
перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и
пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого
Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б.
Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П.
Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма
XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей»
К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города
в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к
академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П.
Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в
произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л.
ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф.
Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи:
религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э.
Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской
классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О.
Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ.
Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям.
Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри
единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в
искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).
Раздел 2
Художественная культура XIX в. (9 час). Основные направления в живописи
конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне);
постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и
П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор
Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в
живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина).
Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и
др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства.
Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве,
его роли, специфике, и направлениях.
Раздел 3
Художественная культура XX в. (12 час). Художественные течения модернизма в
живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П.
Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский),
иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III
Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей
Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура
XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и
эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от
традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович,
А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф

(«Броненосец Потѐмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры
телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жѐлтая подводная лодка, Пинк
Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое
искусство.
Поурочно-тематическое планирование 11 класс
Программа: Данилова Г. И. Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев.
Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5 – 9 кл.; Курс для школ и
классов гуманитарного профиля. 10 – 11 кл./ сост. Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2007.
Учебник: Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до
современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд.,
сткриотип.- М.: Дрофа, 2008.
№
п/п
1
2
3

название темы
Художественная культура XVII – XVIII вв.
Художественная культура XIX в.
Художественная культура XX в.

количество
часов
13
9
12

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Художественная культура: от XVII века до современности
№
урока

дата

тема

содержание материала

примечания

Раздел 1. Художественная культура XVII – XVIII вв.
1

Стилевое
многообразие
искусства XVII –
XVIII вв.

2

Стилевое
многообразие
искусства XVII –
XVIII вв.

3

Архитектура
барокко

4

Изобразительное
искусство барокко

5

Классицизм в
архитектуре
Западной Европы

Стили и художественные направления в
искусстве. Разграничение понятий «стиль» и
«историческая эпоха» в искусстве. Человек и
новая картина мира. Возникновение новых стилей
и Возрождение
От «трагического гуманизма» Возрождения к
барокко и классицизму. Эстетика и главные темы
искусства барокко и классицизма. Понятие о
рококо. Реалистические тенденции в развитии
искусства XVII – XVIII вв. Взаимопроникновение
и обогащение художественных стилей
Характерные черты архитектуры барокко.
Шедевры итальянского барокко. Творчество
Леонардо Бернини. Оформление площади перед
собором Святого Петра в Риме. Архитектурные
творения Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и
его окрестностях. «Дивное узорочье» московского
барокко
Скульптура и живопись барокко, основная
тематика и ее художественное воплощение. П. П.
Рубенс – «король живописи». Судьба художника,
основные этапы его творческой биографии.
Характерные особенности его живописной
манеры. Мифологические и библейские сюжеты и
образы в произведениях Рубенса
Идея величия и могущества империи, нашедшая
образное
воплощение
в
архитектурных
сооружениях классицизма и ампира. Характерные
черты архитектуры классицизма. Создание нового
типа
грандиозного
дворцового
ансамбля

§1

§2

§3

§4

§5

6

Шедевры
классицизма в
архитектуре России

7

Шедевры
классицизма в
архитектуре России

8

Изобразительное
искусство
классицизма и
рококо

9

Реалистическая
живопись Голландии

10

Русский портрет
XVIII в.

11

Музыкальная
культура барокко

12

Композиторы
Венской
классической школы

13

Театральное
искусство XVII –
XVIII вв.

(ансамбли Парижа). Прогулка по Версалю –
зримому воплощению парадно-официальной
архитектуры классицизма. Развитие понятия о
регулярных
(французских)
парках.
Архитектурные творения К. Рена. Собор Святого
Павла – главное творение архитектора
«Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и
М. Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый
ансамбль в Царицыно – лучшие творения В. И.
Баженова. Классический облик Москвы в
творчестве М. Ф. Казакова. Проект здания Сената
в Кремле, строгость и простота внешнего облика
«русского пантеона»
«Строгий,
стройный
вид»
Петербурга.
Архитектурный облик Северной Пальмиры и его
блистательные зодчие. Архитектурные пригороды
Санкт-Петербурга. Здание Двенадцати коллегий
Д. Трезини, Адмиралтейство А. Д. Захарова,
Казанский собор А. Н. Воронихина
От классицизма к академизму в живописи. Пуссен
как основоположник классицизма. Характерный
черты
его
живописи.
Мифологические.
Исторические, религиозные и пейзажные темы
его произведений. Творчество Ж. Л. Давида.
Мастера «галантного жанра» (рококо): А. Ватто,
Ф. Буше
Многообразие жанров голландской живописи и ее
знаменитые мастера. Творчество Рембрандта –
вершина реализма. Судьба художника, основные
вехи его творческой биографии. Своеобразие
художественной
манеры,
богатство
и
разнообразие
тематики
произведений.
Мифологические и библейские сюжеты и образы.
Рембрандт – блестящий мастер портретной
живописи
У истоков портретного искусства. Шедевры
русских портретистов: Ф. С. Рокотова, Д. Г.
Левицкого, В. Л. Боровиковского. Мастера
скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. И.
Шубин, М. И. Козловский
Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере
барокко. Создание оперных школ в Италии и их
выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной
полифонии
в
творчестве
И.
С.
Баха.
Многогранность и разнообразие творческого
наследия композитора. Русская музыка барокко
Музыка Венской классической школы – высшее
выражение эстетики классицизма. Формирование
классических жанров и принципов симфонизма.
Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба
композитора и основные этапы его творческой
биографии. Оперные шедевры Моцарта. Л. ван
Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его
смелые эксперименты и творческие поиски.
Разнообразие
музыкального
наследия
композитора
Западноевропейский
театр
барокко,
его
особенности, цели и задачи. Золотой век
французского театра классицизма, его основные
драматурги и художественные принципы. Мольер
– создатель классической комедии, бытописатель
нравов современного общества. Пути развития

§6

§7

§8

§9

§10

§11

§12

русского драматического театра.
Раздел 2. Художественная культура XIX в.
14

Романтизм

15

Изобразительное
искусство
романтизма

16

Реализм –
художественный
стиль эпохи

17

Изобразительное
искусство реализма

18

«Живописцы
счастья» (художники
импрессионизма)

19

Многообразие
стилей зарубежной
музыки

20

Русская музыкальная
культура

21

Пути развития
западноевропейского
театра

22

Русский
драматический театр

Романтизм как художественный стиль эпохи
конца XVIII – начала XIX в. «Путь к свободе
через
красоту»
(эстетика
романтизма).
Национальное
своеобразие
романтизма
в
искусстве различных стран. Значение романтизма
для
дальнейшего
развития
мировой
художественной культуры
Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи,
Э. Делакруа, О. А. Кипренского и К. П. Брюллова.
Пейзажная
живопись.
История
глазами
романтиков
«Правдивое
воспроизведение
типичных
характеров
в
типичных
обстоятельствах»
(художественные принципы
реалистического
искусства). Реализм и романтизм, их связь и
отличие
Интерес к жизни человека простого сословия и
бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О.
Домье, художников-передвижников: И. Е. Репина,
В. И. Сурикова. Мастера реалистического
пейзажа. История и реальность
Художественные
искания
импрессионистов.
Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек
в произведениях Э. Дега, О. Ренуара.
Постимпрессионизм В. ван Гога, П. Сезанна, П.
Гогена
Западноевропейская
музыка
романтизма.
Романтический идеал и его отображение в музыке
Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза.
Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси
и М. Равеля
Русская музыка романтизма. Зарождение русской
классической музыкальной школы. М. И. Глинка
как основоположник русской музыкальной
классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А.
Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н.
А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого
наследия П. И. Чайковского.
«Порывы духа и страсти души» в театре
романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор
театральной сцены.
«Торжество правды и
истины» в реалистическом театре. Э. Золя как
теоретик западноевропейского театра реализма.
Реализм
и
символизм
в
национальном
драматическом театре
Русский театр романтизма и его знаменитые
актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин).
Русский реалистический театр и его драматурги.
М. С. Щепкин – выдающийся актер и реформатор
русской
театральной
сцены.
«Русский
национальный театр» А. Н. Островского.
Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ

§13

§14

§15

§16

§17

§18

§19

§20

§21

Раздел 3. Художественная культура XX в.
23

Искусство
символизма

Художественные принципы символизма и его
известные мастера. Символ и аллегория в
искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм

§22

24

Триумф модернизма

25

Архитектура: от
модерна до
конструктивизма

26

Стили и направления
зарубежного
изобразительного
искусства.
Мастера русского
авангарда

27

28

Зарубежная музыка
XX в.

29

Русская музыка XX
столетия

30

Зарубежный театр
XX в.

31

Русский театр XX в.

32

Становление и
расцвет мирового
кинематографа

33

Заключительные
уроки

в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. БорисоваМусатова
Модерн – «последняя фаза искусства прошлого
века». Создание новых художественных форм и
образов, выработка единого интернационального
стиля в искусстве. Особенности модерна в
различных видах искусства
Идеи и принципы архитектуры начала XX в.
мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А.
Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О.
Нимейер. Архитектурные достижения в России.
Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа
для формирования и развития архитектуры
конструктивизма
Разнообразие художественных направлений и
стилей изобразительного искусства. Фовизм А.
Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.
Дали
Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К.
Малевича. «Аналитическое искусство» П.
Филонова. В. Татлин – основоположник
живописного конструктивизма
Музыкальный мир XX в., разнородность его
стилей и направлений. Новые принципы
организации музыки. Мастера музыкальной
классики. Искусство джаза и его истоки. Рокмузыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера
Традиции символизма и романтизм в творчестве
А. Н. Скрябина. Многообразие творческого
наследия С. В. Рахманинова и И. Ф.
Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д.
Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке
Основные пути развития зарубежного театра.
Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм
и сюрреализм на театральной сцене. Театр
абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие
эксперименты П. Брука. Зарубежный театр
последних лет
К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко
как основоположники русского театрального
искусства. Понятие о «системе Станиславского».
Театральный авангард В. Э. Мейрхольда и А. Я.
Таирова. Мастера современного отечественного
театра
Рождение и первые шаги кинематографа. Великий
немой. Ч. С. Чаплин – выдающийся комик
мирового экрана и его лучшие роли. Рождение
звукового кино. Киноавангард XX века. Рождение
национального
кинематографа.
Шедевры
отечественного
кино,
его
режиссеры
и
исполнители
Проведение семинарского занятия, выполнение
учебных и творческих заданий (эссе, докладов,
рефератов, отзывов, сочинений, рецензий) и их
защита по изученной теме курса

§23

§24

§25

§26

§27

§28

§29

§30

§31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

по мировой художественной культуре
для учителя
1.

2.

3.
4.
5.

Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5 – 9 кл.; Курс для школ
и классов гуманитарного профиля. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художемтвенная
культура: От истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная
культура: От XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2007.
3.Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков.
Издательстство«Учитель». Волгоград, 2000.
4.Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 10 класс. ТЦ. -Учитель,
Воронеж,2003.
5.Калинина Е.В. МХК. Тесты по русской культуре. Тесты по культуре зарубежных стран.
М., 2000 год

для учащихся
1.
2.
3.

Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 10 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 11 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».