Рабочая программа по Русскому языку 10-11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена с учѐтом уровня
подготовленности класса и индивидуальных способностей учащихся данного класса на основе
программы по русскому языку среднего (полного) общего образования (X-XI классы), созданной на
основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, а
также примерной учебной программы «Программно-методические материалы: Русский язык».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Русский язык. 10 – 11 классы: учеб.
для общеобразовательных школ / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамин. ― М.: «Русское слово», 2010.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю).
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков,
обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой),
а также культуроведческой компетенций.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе,
структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших
классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая
(языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных
сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке
как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей
культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации
личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека,
способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного
подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка; овладение культурой межнационального общения;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному
выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и
навыков;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном
явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах
общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать
речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня
речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В результате изучения русского языка обучающийся должен

знать/понимать
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в
развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном
языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского
литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам
различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах
общения;
уметь:
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих
неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой
нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и
художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и
др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном
виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике
синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и
получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга
используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через
наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности,
использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни
государства;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе
которой лежит данный учебный предмет.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой)
компетенций
Введение в науку о языке
Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки
государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский
язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Общее и различное в русском и других языках*(12).
Основные этапы исторического развития русского языка. Сведения об истории русской
письменности.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, диалект,
профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Языковая норма, ее функции и типы. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Типичные
ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковой нормы.
Языковая система
Система языка, ее устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Синонимия в системе языка.
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык
художественной литературы.
Разговорная речь, ее особенности.
Литературный язык и язык художественной литературы, его особенности.
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Правописание: орфография и пунктуация
Разделы и принципы русской орфографии.
Основные орфографические нормы русского языка.
Принципы русской пунктуации.
Основные пунктуационные нормы русского языка.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Совершенствование навыков монологической и
диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения.
Различные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной задачи и характера
текста.
Закономерности построения текста.

Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов,
стилей и жанров. Редактирование собственного текста.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их
предупреждение и преодоление.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада,
реферата, тезисов, статьи, рецензии. Составление деловых документов различных жанров
(расписки, доверенности, резюме).
Культура публичной речи.
Культура разговорной речи.
Культура письменной речи.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Диалекты как историческая база литературных языков.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.
Литература и средства обучения
1. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»./Сост. Н.В.Сиденко. ―
Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
2. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова.
― М.: Дрофа, 2003
3. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2009. Русский язык. Типовые тестовые задания. ― М.: Издательство
«Экзамен», 2009.
4. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Г.Гольцова,
И.В.Шамшин. ― М.: «Русское слово», 2010.
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык./
Сборник нормативных документов./ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. ― М.: Дрофа, 2004.

№

Тема урока

Кол
-во
часо
в

Тип урока

Элементы содержания

Виды контроля

Планируемые результаты освоения
материала,

1

Русский язык в современном
мире. Русский язык в
Российской Федерации.
Русский язык в кругу языков
народов России.

1

урок
ознакомлени
я с новым
материалом

Самостоятельная
работа

Знать формы существования русского
национального языка Литературный
язык и язык художественной
литературы.
Дать понятие о системе языка, его
единицах и уровнях, взаимосвязях и
отношениях единиц разных уровней
языка.

2

Понятие о норме
литературного языка.

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык в кругу других славянских
языков. Роль старославянского языка в развитии
русского языка.
Общее и различное в русском и других
языках*(12).
Основные этапы исторического развития
русского языка. Сведения об истории русской
письменности.
Язык как знаковая система и общественное
явление. Языки естественные и искусственные.
Языки государственные, мировые,
межнационального общения.
Основные функции языка.
Языковая норма, ее функции и типы. Варианты
норм. Динамика языковой нормы. Типичные
ошибки, вызванные отклонениями от
литературной нормы. Преднамеренные и
непреднамеренные нарушения языковой нормы.
Слово и его лексическое значение.
Однозначность и многозначность слова.

Проверочная работа

3

Изобразительновыразительные средства
русского языка.

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Разговорная речь и язык
художественной литературы как
разновидности современного
литературного языка. Знать
орфоэпические, лексические,
стилистические и
грамматические нормы русского
литературного языка. Употребление
слова в строгом соответствии с его
лексическим значением – важное
условие речевого общения.
Дать представление о языке
художественной литературы и его
отличиях от других разновидностей
современного русского языка. Основные
признаки художественной речи:
образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств.

4

Контрольный диктант по
теме: «Лексика.
Орфография».

1

контрольны
й урок

Контрольный
диктант

5

Русский язык как объект
научного изучения. Русистика

1

урок
обобщения и

Проверить качество усвоения материала,
сформированность умений соблюдать в
практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
Выбор из синонимического ряда
нужного слова с учетом

Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в языке материальной и духовной
культуры русского и других народов.
Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур.
Разговорная речь, ее особенности.
Литературный язык и язык художественной
литературы, его особенности.
Тропы как выразительные средства языка.
Фигуры речи как выразительные средства языка.
Контрольная работа

Система языка, ее устройство и
функционирование. Взаимосвязь единиц и

Устный опрос

6

и ее разделы Омонимы и их
употребление. Синонимы,
антонимы и их употребление.
Паронимы. Работа над
ошибками, допущенными в
диктанте.
Употребление стилистически
ограниченной лексики.
Заимствованные слова и их
употребление. Употребление
устаревших слов и
неологизмов. Фразеология.
Употребление
фразеологизмов.

систематиза
ции знаний

уровней языка.

его значения и стилистических свойств.
Использование нормативных словарей
русского языка.

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Формы существования русского национального
языка (литературный язык, просторечие, диалект,
профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Диалекты как историческая база литературных
языков.
Русский литературный язык как высшая форма
существования национального языка.

Самостоятельная
работа

7

Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы
современного русского языка.
Работа со словарями.

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Трудные случаи анализа языковых явлений и
фактов, возможность их различной
интерпретации.
Исторический комментарий языковых явлений
различных уровней.

Словарный диктант

8

Контрольный диктант по
теме: «Морфемика.
Орфография».

1

контрольны
й урок

Контрольная работа

диктант

9

Принципы русской
орфографии.
Морфологический принцип
как ведущий в русской
орфографической системе.
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте.

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Орфограмма. Виды и типы орфограмм.
Алгоритмы применения орфографических правил
Употребление прописных букв. Употребление Ь
для обозначения на письме мягкости и для
обозначения грамматических форм.

Устный опрос

Контрольных уроков ― 2

Дать представление о взаимосвязи языка
и культуры. Лексика, обозначающая
предметы и явления традиционного
русского быта; историзмы; фольклорная
лексика и фразеология; русские имена.
Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры
русского и других народов. Лексика,
заимствованная русским
языком из других языков, особенности
ее освоения.
Орфоэпические (произносительные и
акцентологические)
нормы. Роль орфоэпии в устном
общении. Основные нормы современного литературного произношения.
Произношение некоторых
грамматических форм. Особенности
произношения иноязычных слов, а также
русских имен и отчеств. Нормы
ударения в современном русском языке.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Проверить качество усвоения материала,
сформированность умений соблюдать в
практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного
русского литературного языка
Знакомство с принципами русской
орфографии, закрепить умение
классифицировать орфограммы в
соответствии с принципами орфографии,
отработка навыков правописания.
Повторить правописание мягкого знака
после шипящих на конце слов для
обозначения грамматической формы.
Орфографические нормы. Разделы
русской орфографии и основные
принципы написания

10

Состав слова. Морфемный
анализ слова. Основные
способы образования слов.
Словообразовательный
разбор слова. Работа со
словарями.

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

11

Развитие речи. Текст и его
место в системе языка и речи.
Смысловая и композиционная
целостность текста.
Подготовка к изложению с
элементами сочинения (по
тексту художественного
стиля).

1

урок
применения
знаний и
умений

12

Развитие речи. Изложение с
элементами сочинения (по
тексту художественного
стиля). Типологический
анализ текста - рассуждения.

1

урок
применения
знаний и
умений

13

Правописание безударных и
чередующихся гласных в
корне слова. Правописание
гласных после шипящих и Ц.
Работа над ошибками,
допущенными в изложении.
Правописание звонких и
глухих согласных в корне
слова. Правописание двойных
согласных.
Контрольный диктант по
теме: «Орфограммы в корнях
слов».

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

1

Правописание неизменяемых
приставок, приставок на –з, –
с. Правописание приставок
при- и пре-. Работа над
ошибками, допущенными в
диктанте.
Употребление
разделительных Ъ и Ь.

14

15

16

17

Международные словообразовательные
элементы.
Трудные случаи анализа языковых явлений и
фактов, возможность их различной
интерпретации.
Исторический комментарий языковых явлений
различных уровней.
Различные виды чтения и их использование в
зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.
Закономерности построения текста.

Беседа по вопросам

Систематизировать знания о составе
слова, основных способах
словообразования.

Анализ текста

Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых
типов, стилей и жанров. Редактирование
собственного текста.
Основные коммуникативные качества речи и их
оценка. Причины коммуникативных неудач, их
предупреждение и преодоление
Основные орфографические нормы русского
языка.
.

Самостоятельная
работа

Развитие умения применять в практике
речевого общения основные нормы
современного русского литературного
языка; соблюдать нормы речевого
поведения в различных сферах и
ситуациях общения, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы
информационной переработки устного и
письменного текста.
Развитие умения создавать устные и
письменные монологические и
диалогические высказывания различных
типов и жанров, социально-культурной и
деловой сферах общения; соблюдать в
практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного
русского литературного языка.
Повторить правописание безударных
гласных в корне, правописание
чередующихся гласных в корне,
правописание гласных после шипящих и
ц.

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний
контрольны
й урок

Основные орфографические нормы русского
языка.

Беседа по вопросам

Повторить правописание глухих и
звонких согласных, непроизносимых
согласных.

Контрольная работа

диктант

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Основные орфографические нормы русского
языка.

Устный опрос

Проверить качество усвоения материала,
сформированность умений соблюдать в
практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного
русского литературного языка
Повторить правописание приставок, не
изменяющихся на письме, приставок на
–з, (-с), правописание приставок при- и
пре.

1

урок
обобщения и

Основные орфографические нормы русского
языка.

Синтаксический
разбор

1

Словарный диктант

Повторить правописание
разделительных Ь и Ъ, правописание на

18

19

20
21

22

23

Гласные Ы-И после
приставок. Буквы е и о после
шипящих и ц. Правописание
сложных слов.
Систематизация знаний о
частях речи.
Морфологический разбор
имени существительного.
Правописание падежных
окончаний имен
существительных.

систематиза
ции знаний

стыке приставки и корня.

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Основные орфографические нормы русского
языка.

Самостоятельная
работа

Повторить правописание И и Е в
окончаниях существительных

Именительный падеж
множественного числа
некоторых существительных
мужского рода. Гласные в
суффиксах имен
существительных.
Контрольный диктант по
теме: «Орфограммы в
суффиксах»
Морфологический разбор
имени прилагательного.
Правописание окончаний и
суффиксов имен
прилагательных.
Правописание сложных имен
существительных и
прилагательных. Работа над
ошибками, допущенными в
диктанте.
Развитие речи.
Функционально-смысловые
типы речи. Особенности
рассуждения как типа речи.
Подготовка к сочинениюрассуждению.

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Морфологические нормы.
Основные орфографические нормы русского
языка.

Словарный диктант

Повторить правописание суффиксов
существительных и прилагательных.

1

контрольны
й урок

Контрольная работа

диктант

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Морфологические нормы

Устный опрос

Проверить качество усвоения материала,
сформированность орфографических и
пунктуационных умений
Повторить правописание суффиксов
существительных и прилагательных,
правописание окончаний
прилагательных, суффиксов наречий, н и
нн в прилагательных, причастиях и
наречиях.

1

урок
применения
знаний и
умений

Функциональные разновидности языка:
разговорная речь, функциональные стили, язык
художественной литературы.
Лингвистический анализ текстов различных
функциональных разновидностей языка.

Анализ текста

Развитие речи. Сочинениерассуждение на моральноэтическую тему

1

урок
применения
знаний и
умений

Функционально-смысловые типы речи.
Особенности рассуждения как типа речи
Соблюдение норм речевого поведения в
различных ситуациях и сферах общения.

Самостоятельная
работа (сочинение)

Развитие умения создавать устные и
письменные монологические и
диалогические высказывания различных
типов и жанров; применять в практике
речевого общения основные нормы
современного русского литературного
язык
Развитие умения соблюдать в практике
письма орфографические и
пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения,
в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем; использовать
основные приемы информационной
переработки устного и письменного

Морфологический разбор
числительных. Работа над
ошибками, допущенными в
сочинении.
Контрольный диктант по
теме: «Орфограммы в
окончаниях».
Морфологический разбор
местоимений.. Работа над
ошибками, допущенными в
диктанте.
Глагол. Спряжение глагола.
Морфологический разбор
глагола.

1

28

Культура учебно-научного и
делового общения (устная и
письменная формы).

1

29

Морфологический разбор
причастий. Образование
причастий. Работа над
ошибками, допущенными в
сочинении.
Морфологический разбор
деепричастия.
Образование наречий.
Морфемный и
словообразовательный разбор
наречий. Слова категории
состояния
Служебные части речи.
Предлог как служебная часть
речи. Союз как служебная
часть речи. Частицы.

1

Правописание частицы НЕ со
словами разных частей речи.
Частицы НЕ и НИ. Их
значение и употребление.

24

25
26

27

30

31

32

33

текста.
Систематизировать знания о
правописании имѐн числительных

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний
контрольны
й урок

Правописание числительных. Морфологические
нормы.

Объяснительный
диктант

Контрольная работа

диктант

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний
урок
обобщения и
систематиза
ции знаний
урок
применения
знаний и
умений

Правописание местоимений. Морфологические
нормы

Беседа по вопросам

Правописание личных окончаний глаголов.
Правописание суффиксов глаголов.
Морфологические нормы

Объяснительный
диктант

Повторить правописание окончаний
глаголов, правописание суффиксов
глаголов.

Написание доклада, реферата, тезисов, статьи,
рецензии. Составление деловых документов
различных жанров (расписки, доверенности,
резюме).
Культура публичной речи.
Культура разговорной речи.
Культура письменной речи.

сочинение

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Краткие и полные страдательные причастия.
Правописание суффиксов причастий.
Правописание Н и НН в прилагательных и
причастиях. Не с причастиями

Самостоятельная
работа

Развитие умения создавать устные и
письменные монологические и
диалогические высказывания различных
типов и жанров; соблюдать в практике
письма нормы современного русского
литературного языка; использовать
основные приемы информационной
переработки устного и письменного
текста.
Повторить правописание суффиксов
причастий.

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний
урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Значение и употребление деепричастий.
Культура письменной речи.

Проверочная работа

Систематизировать знания о значении,
употреблении и правописании
деепричастий.

Правописание наречий. . Н и нн в наречиях. Не и
ни в наречиях

Самостоятельная
работа

Повторить правописание суффиксов
наречий, н и нн в прилагательных,
причастиях и наречиях.

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Синонимия в системе языка.
Правописание предлогов. Правописание союзов.
Раздельное и дефисное написание частиц

Словарный
диктант

Повторить правописание служебных
частей речи, отработка навыков
написания дефиса в различных частях
речи.

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Культура письменной речи.

Беседа по вопросам,
тест

Повторить правописание НЕ и НИ с
различными частями речи. Отработка
навыков правописания различных частей
речи.

1

1

1

Проверить качество усвоения материала,
сформированность орфографических и
пунктуационных умений
Систематизировать знания о
правописании местоимений, о разрядах
местоимений.

34

Итоговый контрольный
диктант.

1

контрольны
й урок

Контрольная работа

диктант

35

Повторение изученного по
теме «Части речи».

1

урок
обобщения и
систематиза
ции знаний

Трудные случаи орфографии.

Беседа по вопросам.
Выполнение
упражнений, работа
с учебником

Проверить качество усвоения материала,
сформированность орфографических и
пунктуационных умений
Систематизировать знания уч-ся

Дата
проведения

№
п/
п

Тема урока

Тип
урока

Из
истории
русского Урок
языкознания
(раздел объясн
учебника). Групповая работа с ения
текстами
об
ученых
- нового
1

лингвистах

Элементы
урока

содержания Требования к уровню подготовки
обучающегося

Предмет
лингвистики. Знать: основные единицы языка, их
Общественная природа и признаки; нормы русского речевого
функции
языка,
его этикета, его особенности. Уметь:
внутренняя структура.
опознавать языковые единицы,

матери
ала

Элементы
дополнитель
ного
содержания

Комплексный
анализ текста

проводить различные виды их анализа

Вид контроля

Домашнее
задание
план

Фронтальный опрос.

02.09

Самостоятельная
работа
Стилистический
анализ текста

Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного в 5-10 классах (28 часов)
Основные принципы русской КУ
пунктуации.
Словарный
диктант
\

2

Три основных направления в Знать: о системе правил постановки
истории русской пунктуации знаков препинания. Знать: основные
виды пунктограмм. Уметь: применять в
(логическое,
практике письма пунктуационные нормы
синтаксическое,
современного русского литературного
интонационное). Три
языка
принципа русской
пунктуации.

Словарный
диктант—

08.09

факт

3

Словосочетание
как Урок
синтаксическая
единица. сис
Виды синтаксической связи. тематиСрез знаний
зации
ЗУН

Самостоятельная
работа. Срез знаний

15.09

Знать: основные единицы языка, их Конструиров

Комментированное

признаки.

письмо.

22.09
29.09

Повторение и углубление
Конструиров
сведений о словосочетании; Знать:
строение
словосочетаний, ание
подбор синонимов; виды отношения
между
компонентами словосочетан
связи
слов
в словосочетания; отличие от слова и ий с
словосочетаниях.
предложения;
способы
выражения. заданным
Предложение как основная Уметь: вычленять словосочетание из видом связи,
единица языка; средство предложения; подбирать синонимичные синонимия
выражения мысли
словосочетания
как
средство словосочетан
выразительности речи; делать разбор ий
словосочетаний

Простое

как Урок
единица. объяс

предложение

синтаксическая

Классификация предложений. нения
Простое
предложение. нового

45

Уметь:

осознавать ание

предложение как минимальное речевое предложений,
Предложение

мини- высказывание;
выска- предложения,

как

употреблять

в

речи обоснование

Предложения

матери

мальное

повествовательные,

-ала

работать
с знаков
зывание. Виды предложений высказывания;
по цели высказывания и художественными текстами изучаемых препинания

вопросительные,
тельные,

побуди-

восклицательные.

эмоциональной

Предложения двусоставные и

Виды

односоставные.

составу

предложения

Неполные

речевое

разные

окраске. литературных произведений

предложений

по

грамматической

основы и наличию
второстепенных членов
предложения, понятие
односоставного предложения

по

цели постановки

Самостоятельная
работа

Главные члены предложения. Урок

Тренировочное

Тире между подлежащим и сис
сказуемым.

Синтаксический тема™

разбор простого предложения зации
ЗУН

Обобщение
способах

выражения

подлежащего;

правильное

согласование со сказуемым.
6

Способы

выражения

сказуемого.

Приемы

различения

разных

типов

сказуемого в зависимости от
выражения

в

упражнение.

Знать: основные единицы языка, их
о
признаки. Уметь: находить подлежащее

сведений

них

лексического

и

06.10

Комментированное
письмо

в предложении, определять способ его
выражения; согласовывать подлежащее
со сказуемым, различать сказуемые по
составу слов, по способу выражения
лексического
значений;

и

грамматического

стилистически

простые

и

составные

различать
глагольные

сказуемые;

грамматического значений

Р/р.

7

Текст.

Композиция РР

Тема

и

авторского текста. Виды связи

Основная

предложений в тексте

автора.

мысль,

13.10

текста. Знать: определения темы и проблемы

проблема

позиция текста.

Способы

предложений в тексте

Уметь:

определять

тему, Расширение

связи проблему, основную мысль, позицию круга
автора.

используемы х
языковых и
речевых средств;

Предложения с однородными Урок
членами. Знаки препинания

сис

между однородными членами. тема™
8

Самостоятельная работа.

зации
ЗУН

навыка Знать: правила постановки знаков Пунктуация
правильной
постановки препинания при однородных членах, при
знаков
препинания; связанных союзами. Уметь: правильно повторяющих ся Комментированное
знаки
препинания
при союзах. Случаи
составление
схемы ставить
письмо.
предложения с однородными однородных членах, связанных союзами; отсутствия
Работа с учебником.
определять стилистическую окраску
запятой перед
членами
Самостоятельн ая
Совершенствование

работа

20.10

Однородные и неоднородные

союзов в предложении с однородными союзом как

определения. Согласование в

членами

27.10

предложениях с однородными
9

членами

10 Р/р.

умений РР

Развитие

самостоятельной

работы

с

текстом. Определение темы,
идеи,

проблематики

Организация совместной учебной
деятельности.
Домашнее
сочинение

10.11

Умение

Домашнее

17.11

написать

сочинение

Тема и проблема текста. Знать:
признаки
текста
и
его Умение
Основная мысль, позиция функционально-смысловых типов
написать
автора
(повествование, описание, рассуждение). сочинение

Уметь: свободно, правильно излагать

текста.

свои

Сочинение.

мысли в устной и письменной форме;
соблюдать нормы построения текста,
совершенствовать

и

редактировать

собственный текст

11 Р/р.

Способы

авторской

позиции.

Выражение
отношения

определения РР
собственного

к

авторской

Основная

мысль,

позиция

автора. Аргумент. Способы
аргументирования

Знать:

признаки

текста

и

его сочинение

функционально-смысловых типов

позиции в тексте и его ар-

(повествование, описание, рассуждение).

гументация. Типы аргументов.

Уметь: свободно, правильно излагать

Сочинение.

свои
мысли в устной и письменной форме;
соблюдать нормы построения текста,
совершенствовать
собственный текст

и

редактировать

12 Предложения
обособленными
1
3

Обособление

с Урок
членами. сис
определений. тема™

Закрепление
тизация

знаний

няющие

определениями, выраженными

навыка

причастиями

постановки

и

прилагательными

по

«Обособленные

Построение оборотов с рас- зации
пространенными
ЗУН

24.11
01.12

система- Знать: определения обособленных и Синтаксическ ий

и
и

теме уточняющих
членов
предложения, разбор
уточ- правила постановки знаков препинания. предложений с

предло- Уметь:

члены

определять

жения». Совершенствование уточняющие

члены

обособленные

и обособленны ми
предложения, и уточняющим и

правильной отличать их, правильно расставлять знаки членами
знаков препинания в этих предложениях.

препинания

14 Обособленные приложения и Урок

Знать:

правила

постановки

знаков

Работа с учебником.

система- препинания в предложениях с обо- Синтаксическ ий Объяснительный
диктант. Словарный
по теме собленными и уточняющими членами. разбор

дополнения. Знаки

сис

Закрепление

препинания. Словарный

тема™

тизация

диктант.

зации

с диктант
«Обособленные приложения Уметь: применять изученные правила предложений
обособленными
и
дополнения». при решении грамматических задач;

ЗУН

и

знаний

Совершенствование
правильной

08.12

навыка

приложения

постановки

ми.

знаков препинания
15 Обособление обстоятельств,

Урок

Закрепление

выраженных деепричастиями. сис
Грамматическая норма.
тема™

тизация

Обособление обстоятельств,

зации

тельства».

выраженных

ЗУН

нормы

система- Знать:

и

знаний

по

теме препинания

в

постановки

предложениях

знаков Синтаксическ ий Работа с учебником.
Объяснительный
с обо- разбор

с диктант. Срез
Грамматические Уметь: применять изученные правила обособленными знаний
построения при решении грамматических задач; обстоятель

«Обособленные

существительными.

предложений

Срез знаний

частными

обстоя- собленными и уточняющими членами. предложений

с

деепри- производить

синтаксический

и ствами

оборотами. пунктуационный разборы; использовать

Совершенствование

навыка разнообразные конструкции в связной

правильной поставки знаков речи
препинания

правила

15.12

16 Знаки
препинания
в Урок
предложениях со сравни- сис
тельными оборотами
тема™
зации
ЗУН

Синтаксический Работа с учебником.
Объяснительный
Знать:
грамматические
нормы разбор
построения
предложений
с предложений со диктант.
система- деепричастными оборотами, правила сравнитель
по теме постановки
знаков
препинания
в ными
оборот». предложениях
с
обособленными оборотами

Закрепление
и
тизация знаний
«Сравнительный
Грамматические
нормы членами. Уметь: применять изученные
построения предложений со правила при решении грамматических
сравнительными оборотами. задач; производить синтаксический и
Совершенствование навыка пунктуационный разборы; использовать
правильной поставки знаков разнообразные конструкции в связной
препинания
речи

17 Р/р. Сочинение на морально- РР

Тема и

этическую тему по заданному

Основная

тексту. Словарный диктант

22.12

проблема текста.

признаки
текста
позиция Знать:
автора. Аргумент. Способы функционально-смысловых
мысль,

аргументирования

(повествование,
суждение).

описание,

Умение
и
его написать
типов сочинение

Словарный

12.01

диктант

рас-

Уметь: свободно, правильно излагать
свои мысли в устной и письменной
форме; соблюдать нормы построения
текста,
совершенствовать
и
редактировать собственный текст
18 Вводные
слова,
вводные Урок
предложения
и
вставные сис
конструкции.
тема™
Обращения.
зации
Междометия
в
составе ЗУН
предложения.
Слова
предложения да и нет

Понятие вставной
Предложения
Коммен
конструкции. Вводные слова. Знать: основные единицы языка, их с
тированное
Обращения.
междометиям
и
и
письмо.
признаки; вводные слова и предложения
Совершенствование умения как средство выражения субъективной словами
Тренировочные
правильной постановки
да,
нет
упражнения
оценки высказывания. Уметь: находить в
знаков препинания
художественных
произведениях,
изучаемых на уроках литературы,
предложения с вводными словами,
выписывать их, делать синтаксический и
пунктуационный
разборы
этих
предложений

19.01

19

Тест в формате ЕГЭ

Урок
кон
троля
ЗУН

20

Сложное предложение.
Сложносочине иное
предложение (ССП). Знаки
препинания в
сложносочиненном
предложении

Урок
системати
зации
ЗУН

Определение
уровня Знать: основные нормы русского Классификац ия Тренинг, практикум,
ошибок, анализ и Тест
изученного
материала. литературного языка.
Проверка и тематический Уметь:
применять
изученные самоконтроль
контроль знаний, умений, орфограммы;
соблюдать
основные
навыков
правила орфографии и пунктуации

Знать:

основные группы ССП по Создание
текста
Повторение
сведений
о значению союзам.
сочинительных
союзах Уметь: объяснять постановку знаков определенное
(деление на три разряда), препинания, находить в тексте ССП и о
расширение
знаний производить их пунктуационный разбор функциональ
Знакомство
с ноучащихся
о предложении.
теоретическими сведениями о знаках смыслового
сложносочиненном
в
сложносочиненном типа
предложении (о союзах и их препинания
предложении,
совершенствование
пункзначениях
в
этих
навыков,
навыка
предложениях).
Класси- туационных
фикация сложносочиненных синтаксического разбора ССП

26.01

Беседа, проблемные
задания

02.02

Беседа, проблемные
задания

09.02

предложений по характеру
союза и значению
группы ССП).
21

Сложноподчиненное
Урок
предложение (СПП).
сис
Сложноподчиненное
тема™
предложение с одним
зации
придаточным.
ЗУН
Синонимия
сложноподчиненных
предложений и предложений с
причастным и
деепричастными оборотами

(три

Углубление понятия о СПП, Знать: отличительные признаки СПП, Различие
средствах связи главного средства связи главного предложения с между
предложения с придаточным, придаточным. Уметь: правильно ставить подчинитель
знаки препинания и составлять схемы ными
строении
СПП;
видеть
в
предложении союзами и
сложноподчиненных
указательные
слова
и
определять
в союзными
предложений,
способах
словами
разграничения союзов и соответствии с этим вид придаточного;
союзных
слов.
Роль находить слово, к которому относится
придаточное предложение, и задавать от
указательных
слов
в
него вопрос
сложноподчиненном
предложении.

22
Сложноподчиненные
предложения с несколькими
придаточными. Недочеты и
ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
БСП.. Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении.
23 Контрольный диктант

Урок
систематиза
-ции
ЗУН

Урок
контро
ля

Уметь: различать СПП с однородным, Конструиров
и
последовательным ание
Систематизация
и параллельным
подчинением,
составлять
схемы, предложений,
углубление знаний о СПП с
производить
синтаксический
разбор
обоснование
несколькими придаточными.
постановки
Виды подчинения, знаки
знаков
препинания
между
препинания
однородными
придаточными,
соединенными союзом и, ши, либо,
да (= и)

Беседа, проблемные
задания

Контрольный
Основные
признаки
Сравнение
диктант
бессоюзных
сложных
бессоюзных
предложений,
условия
предложений с
постановки
знаков
пре- Знать: основные признаки БСП, правила синонимичными
пинания
в
бессоюзном постановки
знаков
препинания, конструкциями
предложении,
прием выразительные возможности БСП.
сложного
сравнения БСП с сино- Уметь: соблюдать в практике письма
предложения
нимичными ССП и СПП.
основные правила пунктуации, нормы

16.02

02.03

построения БСП, употребления их в речи
предложений с разными видами связей.
Уметь: правильно ставить знаки
препинания в данных предложениях
24 Сложные
предложения
с Урок
разными
видами
связи. систе25 Период. Знаки препинания в матиза
периоде.
Обобщение -ции
изученного
о
сложном ЗУН
предложении

Синтаксическ ий
разбор
Особенности пунктуации в Знать: отличительные особенности Знакомство с
сложных предложениях с сложных предложений с разными видами понятием период.
сочинительной
и
под- связи.
чинительной
связью. Уметь: видеть сложные предложения с
Сложные предложения с разными видами связи, определять виды
разными видами связи.
придаточных.

10.03

17.03

26

письме Урок
прямой речи и диалога. систеРазные способы оформления матиза
-ции
на письме цитат. Словарный
ЗУН
диктант.
Компоненты

Формирование

Знать:

пунктуационных навыков

препинания. Уметь: находить подобные ание

при употреблении

предложения в тексте, объяснять знаки предложений ция словарный

предложений с прямой

препинания,

речью, в том числе

предложения, подбирать синонимичные самоконтроль

Речевой ситуации

разорванной словами автора, конструкции

Оформление

на

.

правила

постановки

знаков Конструиров

Тренинг,

06.04

практикум,

конструировать ошибок, анализ и диктант
русского

литературного

применять

изученные

диалога. Основные способы языка.

27
28

Тест в формате ЕГЭ

цитирования. Цитирование

Уметь:

поэтического текста,

орфограммы;

частичное цитирование

правила орфографии и пунктуации

основные

уровня Знать: основные нормы и правила.
материала Уметь: правильно выполнять все части

Урок

Определение

кон

изученного

троля

Проверка

и

ЗУН

контроль

знаний,

навыков

соблюдать

тематический вариантов ЕГЭ
умений,

Тест

13.04

13.04

29

Культура

речи.

литературного языка

20.04

Знать: нормы литературного языка.

Нормы Урокпракти

Уметь: строить речь с применением

-кум

различных способов в зависимости от
условий
Формирование современной
языковой личности,
овладение теоретическими
знаниями о структуре
русского языка и
особенностях его
функционирования, развитие
навыков порождения
высказывания в соответствии
с коммуникативным,
нормативным и этическим
аспектами культуры речи.

Стилистика. Функциональные стили (5 часов)
Специфика научного стиля (на Урокоснове работы с текстом упр. практи
550)

кум

Сфера

употребления, Знать:

текста

и

типичные ситуации речевого функционально-смысловых
общения,

задачи

языковые
характерные
30

признаки

стиля

типов редактировать

речи, (повествование, описание, рассуждение); текст в
средства, функциональные

для

его Умение

научного свободно,

стили.

правильно

Уметь: соответствии с

излагать

свои речевой

мысли в устной и письменной форме в ситуацией
соответствии
общения,
нормы

с

ситуацией

задачами

речи;

речевого
соблюдать

Работа с
деформированным
текстом

27.04

Специфика
официально- Урокделового
стиля. практи
Практическая работа по кум
составлению документов

Умение
Знать: признаки официально - делового
редактировать
стиля. Уметь: составлять тексты
текст в
Сфера
официальноделового стиля
соответствии с
употребления,
типичные
речевой
ситуации речевого общения,
ситуацией
задачи
речи,
языковые
средства, характерные для
официально-делового стиля.
Особенности
работы
по
составлению документов

Работа с
деформированным
текстом,
практическая
работа

04.05

Особенности

научно- Урок-

Лексические,

Работа

11.05

популярного,

публици- практи

граммати- Знать: признаки научно- популярного, Создание
стилей.
Уметь: собственных
ческие,
композиционные публицистического
признаки
научно- находить в тексте признаки научно- текстов в запопулярного,
публици- популярного, публицистического стилей данном стиле

31

32

стического

стилей. кум

Стилистический

анализ

текстов (на основе работы с

стического стилей, языковые

текстами упр. 559-561)

средства

с

дефор-

мированным текстом

эмоционального

воздействия на читателя

Р/р Особенности стиля

Урок-

художественной литературы. практи
Текст и его признаки. Анализ кум
текста

33

Общая характеристика

Понятие

художественного стиля.

эстетиче
Образность, изобразительно- Знать:
основные
признаки ского,
выразительные средства,
художественного стиля, признаки текста выявление в
эстетическая функция языка и его функциональносмысловых типов анализируем
(повествование, описание, рассуждение); ом
основные нормы русского литературного произведени и
языка. Уметь: различать стили речи; языковых
определять тему, основную мысль средств.
текста;

анализировать

структуру

языковые особенности

текста: воспроизводить текст

и

Беседа,
задания

проблемные

15.05

'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».