Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян
О.С. Программа курса химии для 9-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа,
2005-2006).
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки
роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с
использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения
к своему здоровью и окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с
целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на
основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических
веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся
умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически
грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и
синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
• Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от
05.03.2004;
• Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312
от 09.03. 2004;
•
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год,
утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных
работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.
В Поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен
в Требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
Уметь
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической
информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Авторская программа О.С. Габриеляна рассчитана на 34 часа в год, 1 час/ неделю.
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии
Базовый уровень
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли
химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с
использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к
своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Методы познания в химии
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических
процессов*(12).
Теоретические основы химии
Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, р-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических
элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов:
массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН)
раствора.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смешения.
Неорганическая химия
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы
защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
Органическая химия
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи.
Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно - и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры,
жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Экспериментальные основы химии
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические
вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
Химия и жизнь
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных
препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре,
архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион,
аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем,
вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,
углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак,
минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные
и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в
водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических
соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства
металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных
органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической
информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания
по данному учебному предмету.
№/п
Тема урока
Календарно - тематическое планирование
10 класс
Элементы содержания изучаемого
Требования к уровню подготовки
материала в соответствии с ФГОСО
выпускников
Коли
честв
о
часов
Тема 1. Органическая химия (2 часа)
1
2
3
Предмет
органической химии.
Научные методы познания веществ Знать/понимать
и химических явлений. Сравнение
-химические понятия: вещества
органических соединений с
молекулярного и немолекулярного
неорганическими. Природные,
строения
искусственные и синтетические
органические соединения
Теория строения
Валентность. Основные положения Знать/понимать
органических
теории строения органических
-химические понятия: валентность,
соединений
соединений А.М. Бутлерова.
изомерия, изомеры, гомология,
Понятие об углеродном скелете.
гомологи;
Гомологический ряд, гомологи,
теорию строения органических
изомерия, изомеры. Структурная
соединений А.М. Бутлерова
изомерия. Радикалы.
Функциональные группы.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (9 часов)
Классификация и
Природный газ. Алканы: общая
Знать/понимать
номенклатура
формула, гомологический ряд,
-химические понятия: углеродный
органических
гомологическая разность, изомерия, скелет;
соединений. Алканы
номенклатура. Химические
-важнейшие вещества: метан, его
свойства: горение, разложение,
применение;
1ч
1ч
1ч
замещение, дегидрирование (на
примере метана и этана).
Применение алканов на основе их
свойств
4
Алканы
Химические свойства: горение,
разложение, замещение,
дегидрирование (на примере метана
и этана). Применение алканов на
основе их свойств
5
Алкены
Общая формула алкенов,
гомологический ряд, структурная
изомерия, номенклатура. Этилен:
его получение дегидрированием
этана и дегидратацией этилена,
физические свойства. Химические
свойства: горение, качественные
реакции (обесцвечивание бромной
воды и раствора перманганата
калия), гидратация и
Уметь
-называть: алканы по «тривиальной»
или международной номенклатуре
-определять: принадлежность
органических веществ к классу алканов
-характеризовать: строение и
химические свойства метана и этана
-объяснять: зависимость свойств
метана и этана от их состава и строения
1ч
Знать/понимать
-химические понятия: углеродный
скелет;
-важнейшие вещества: метан, его
применение;
Уметь
-называть: алканы по «тривиальной»
или международной номенклатуре
-определять: принадлежность
органических веществ к классу алканов
-характеризовать: строение и
химические свойства метана и этана
-объяснять: зависимость свойств
метана и этана от их состава и строения
1ч
Знать/понимать
-химические понятия:строение алкенов
(наличие двойной связи);
-важнейшие вещества:
этилен, полиэтилен, их применение;
Уметь
-называть: алкены по «тривиальной»
или международной номенклатуре;
-определять: принадлежность веществ к
классу алкенов
полимеризация. Применение
этилена и полиэтилена на основе их
свойств
6
Алкадиены. Каучуки
Понятие об алкадиенах как об
углеводородах с двумя двойными
связями. Химические свойства
бутадиена-1,3 и
изопрена: обесцвечивание бромной
воды и полимеризация в каучуки.
Резина
Общая формула алкинов. Ацетилен:
строение молекулы, получение
пиролизом метана и карбидным
способом, физические свойства.
Химические свойства: горение,
взаимодействие с бромной водой,
хлороводородом, гидратация.
Применение ацетилена на основе
свойств
7
Алкины. Ацетилен,
его гомологи
8
Природные источники Состав и переработка нефти.
углеводородов. Нефть Нефтепродукты. Природный
и природный газ.
газ. Бензин: понятие об октановом
числе
-характеризовать: строение и
химические свойства этилена;
-объяснять: зависимость свойств
этилена от его состава и строения
Знать/понимать
-важнейшие вещества и
материалы: каучуки, их применение
Знать/понимать
строение молекулы ацетилена (наличие
тройной связи);
-важнейшие вещества: ацетилен, его
применение;
Уметь
-называть: ацетилен по
международной номенклатуре;
-характеризовать: строение и
химические свойства ацетилена;
-объяснять: зависимость свойств
ацетилена от строения
Знать/понимать
способы безопасного обращения с
горючими и токсичными веществами
Уметь
-объяснять явления, происходящие при
переработке нефти;
оценивать влияние химического
загрязнения нефтью и нефтепродуктами
на состояние окружающей среды
-выполнять химический
1ч
1ч
1ч
9
Арены. Бензол
10
Систематизация и
обобщение знаний по
теме «Углеводороды и
их природные
источники»
Контрольная
работа № 1 по теме
«Углеводороды и их
природные
источники»
Тема № 3. Кислородсодержащие соединения (11часов)
Углеводы
Единство химической организации
Знать/понимать
живых организмов. Углеводы, их
важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза,
классификация. Понятие о реакциях крахмал, клетчатка
поликонденсации (превращение
Уметь
глюкозы в полисахарид) и
-объяснять химические
гидролиза (превращение
явления, происходящие с углеводами в
полисахарида в глюкозу). Значение природе
углеводов в живой природе и жизни -выполнять химический
человека. Калорийность углеводов. эксперимент по распознаванию
крахмала
Глюкоза
Глюкоза – вещество с двойственной Уметь
функцией - альдегидоспирт.
-характеризовать: химические
Химические свойства глюкозы:
свойства глюкозы
11
12
13
Общее представление об аренах.
Строение молекулы бензола.
Химические свойства: горение,
галогенирование, нитрование.
Применение бензола на основе его
свойств
эксперимент по распознаванию
непредельных углеводородов
Знать/понимать
строение молекулы бензола;
Уметь
-характеризовать:химические свойства
бензола
-объяснять зависимость свойств
бензола от его состава и строения
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
окисление в глюконовую кислоту,
восстановление в сорбит, спиртовое
брожение. Применение глюкозы на
основе свойств.
14
Спирты
15
Химические свойства
спиртов
16
Фенол
Предельные одноатомные спирты:
состав, строение, номенклатура,
изомерия. Представление о
водородной связи. Физические
свойства метанола и этанола, их
физиологическое действие на
организм. Получение этанола
брожением глюкозы и гидратацией
этилена. Глицерин как
представитель многоатомных
спиртов.
Химические свойства этанола:
горение, взаимодействие с натрием,
образование простых и сложных
эфиров, окисление в альдегид,
внутримолекулярная дегидратация.
Качественная реакция на
многоатомные спирты. Применение
этанола и глицерина на основе их
свойств. Алкоголизм, его
последствия и предупреждение
Состав и строение молекулы
фенола. Получение фенола
коксованием каменного угля.
Физические и химические свойства:
взаимодействие с гидроксидом
натрия и азотной кислотой, реакция
поликонденсации. Применение
-объяснять зависимость свойств
глюкозы от состава и строения
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию
глюкозы
Знать/понимать
-химическое понятие: функциональная
группа спиртов
-вещества: этанол, глицерин
Уметь
-называть спирты
по
«тривиальной» или международной
номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к
классу спиртов
Уметь
-характеризовать строение и
химические свойства спиртов
-объяснять зависимость свойств
спиртов от их состава и строения;
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию
многотомных спиртов
1ч
1ч
1ч
Использовать приобретенные знания
и умения для
-безопасного обращения с фенолом;
-для оценки влияния фенола на организм
чел. и др.живые организмы
фенола на основе свойств
Формальдегид, ацетальдегид:
состав, строение молекул,
получение окислением
соответствующих спиртов,
физические свойства;
химические свойства (окисление в
соответствующую кислоту и
восстановление в соответствующий
спирт). Применение альдегидов на
основе их свойств
17
Альдегиды
18
Карбоновые кислоты
Одноосновные карбоновые кислоты
- Уксусная кислота: состав и
строение молекулы, получение
окислением ацетальдегида,
химические свойства (общие с
неорганическими кислотами,
реакция этерификации).
Применение уксусной кислоты на
основе свойств. Пальмитиновая и
стеариновая кислоты –
представители высших жирных
кислот.
19.
Свойства карбоновых
кислот.
Практическая работа
Знать/понимать
-химические понятия: функциональная
группа альдегидов
Уметь
-называть альдегиды
по
«тривиальной» или международной
номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к
классу альдегидов
-характеризовать строение и
химические свойства формальдегида и
ацетальдегида
-объяснятьзависимость свойств
альдегидов от состава и стр-ния
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию
альдегидов
Знать/понимать
-химические понятия: функциональная
группа карбоновых кислот, состав мыла
Уметь
-называть уксусную кислоту
по
международной номенклатуре
-определять принадлежность веществ к
классу карбоновых кислот
-характеризовать строение и
химические свойства уксусной кислоты
-объяснять зависимость свойств
уксусной кислоты от состава и строения
1ч
Уметь выполнять химический
эксперимент
1ч
1ч
20
Сложные эфиры
Получение сложных
эфиров реакцией этерификации;
нахождение в природе; значение.
Применение сложных эфиров на
основе свойств.
21
Жиры
Нахождение в природе. Состав
жиров; химические свойства:
гидролиз (омыление) и
гидрирование жидких жиров.
Применение жиров на основе
свойств. Мыла.
Калорийность жиров.
Практическая работа
22.
23
24
25
26
Уметь
-называть сложные эфиры по
«тривиальной» или международной
номенклатуре
-определять принадлежность веществ к
классу сложных эфиров
Уметь
-определять принадлежность веществ к
классу жиров
-характеризовать строение и
химические свойства жиров
1ч
Свойства мылов и
Уметь выполнять химический
моющих средств
эксперимент
Систематизация и
обобщение знаний по
теме № 3.
Контрольная
работа № 2 по теме
№3
«Кислородсодержащи
е органические
соединения и их
нахождение в живой
природе»
Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (5часов)
Амины. Анилин
Понятие об аминах как
Уметь
органических основаниях. Анилин – -определять принадлежность веществ к
ароматический амин: состав и
классу аминов
строение; получение реакцией
Зинина, применение анилина
Аминокислоты
Состав, строение, номенклатура,
Уметь
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
27
Белки
28
Генетическая связь
между классами
органических
соединений
29
Практическая работа
№ 1 Решение
экспериментальных
задач на
идентификацию
органических
соединений
30
Ферменты
физические свойства.
Аминокислоты – амфотерные
органические соединения:
взаимодействие со щелочами,
кислотами, друг с другом (реакция
поликонденсации). Пептидная
связь и полипептиды. Применение
аминокислот на основе их свойств.
Получение белков реакцией
поликонденсации аминокислот.
Первичная, вторичная и третичная
структуры белков. Химические
свойства белков: горение,
денатурация, гидролиз и цветные
реакции. Калорийность белков.
-называть аминокислоты по
«тривиальной» или международной
номенклатуре
-определять принадлежность веществ к
классу
аминокислот
- характеризовать строение и
химические свойства аминокислот
Уметь
-характеризовать строение и
химические свойства белков
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию белков
1ч
Составление уравнений химических Уметь
реакций к схемам превращений,
-характеризовать строение и
отражающих генетическую связь
химические свойства изученных
между классами органических
органических соединений
веществ
Правила безопасности при работе с Уметь
едкими, горючими и токсичными
-выполнять химический
веществами. Качественный и
эксперимент по распознаванию
количественный анализ веществ.
важнейших органических веществ
Определение характера среды.
Знать качественные реакции на
Индикаторы. Качественные реакции отдельные классы органических
на белки.
соединений.
Тема № 5. Химия и жизнь (2 часа)
Ферменты – биологические
Проводить самостоятельный поиск
катализаторы белковой природы.
химической информации с
Особенности функционирования
использованием различных источников
ферментов. Роль ферментов в
1ч
1ч
1ч
31
Химия и здоровье.
Витамины. Гормоны.
Лекарства
32
Искусственные
полимеры
Практическая работа
№2
Распознавание
пластмасс и волокон.
33
Синтетические
органические
соединения полимеры
Обобщение и
систематизация
знаний по курсу
органической химии
34
ИТОГО:
жизнедеятельности живых
организмов и народном хозяйстве.
Химическое загрязнение
окружающей среды и его
последствия. Понятие о витаминах.
Витамины С и А. Авитаминозы.
Понятие о гормонах. Инсулин и
адреналин. Профилактика
сахарного диабета. Лекарства.
Проблемы, связанные с
применением лекарственных
препаратов. Наркотические
вещества. Наркомания,
профилактика и борьба с ней.
Понятие об искусственных
полимерах – пластмассах и
волокнах. Ацетатный шелк и
вискоза, их свойства и применение.
Правила безопасности при работе с
едкими, горючими и токсичными
веществами. Качественный и
количественный анализ веществ.
Понятие о синтетических
полимерах – пластмассах, волокнах,
каучуках; их классификация,
получение и применение.
Использовать приобретенные знания и
умения для безопасного обращения с
токсичными веществами
1ч
Знать/понимать
- важнейшие материалы искусственные волокна и пластмассы
1ч
Знать/понимать
- важнейшие материалы синтетические волокна, пластмассы и
каучуки
1ч
34ч
Календарно - тематическое планирование
11 класс
№ п/п
Тема урока
Изучаемые вопросы
Требования к уровню подготовки
выпускников
Кол-во
часов
1.
Строение атома.
Изотопы.
Ядро: протоны и нейтроны.
Изотопы. Электроны. Электронная
оболочка. Энергетический уровень.
Знать/понимать
- важнейшие химические понятия:
химический элемент, атом, изотопы.
1ч
2
Электронные
конфигурации.
Состояние электронов в
атоме.
Атомные орбитали. s-, pэлементы.
Основные правила заполнения
электронами энергетических
уровней. Электронная
классификация элементов.
Особенности строения
электронных оболочек атомов
переходных элементов.
Знать/понимать
-взаимосвязи между положением
элемента в ПСХЭи строением атома
Уметь составлять электронные и
электронно-графические формулы.
1ч
3
Периодический закон
Д.И.Менделеева в свете
учения о строении
атома
Периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева –
графическое отображение
периодического закона. Физический
смысл порядкового номера
элемента, номера периода и номера
Знать/понимать
- основные законы химии:
- периодический закон
Д.И.Менделеева.
Уметь
-характеризовать:
1ч
группы. Валентные электроны.
Причины изменения свойств
элементов в периодах и группах
(главных подгруппах). Значение
периодического закона.
элементы малых периодов по их
положению в периодической системе
Д.И.Менделеева.
Тема 2. Строение вещества (10 часов)
4
Химическая связь.
Типы химической
связи.
Ионная связь. Катионы и анионы.
Ионные кристаллические решетки.
Свойства веществ с этим типом
кристаллических решеток.
Ковалентная связь, ее
разновидности и механизмы
образования.
Электроотрицательность. Степень
окисления и валентность
химических элементов.
Металлическая связь. Водородная
связь.
Знать/понимать
- важнейшие химические понятия:
вещества немолекулярного строения
(ионные кристаллические решетки);
ион, ионная химическая связь
(вещества ионного строения);
Уметь
- определять: заряд иона, ионную
связь в соединениях;
- объяснять: природу ионной связи.
1ч
5
Гибридизация
электронных
орбиталей, геометрия
молекул.
Типы гибридизации атомных
орбиталей в органических
соединениях. Сигма, пи связи. Типы
гибридизации в молекулах
неорганических веществ.
Знать/понимать
- важнейшие химические понятия:
гибридизация, типы гибридизации.
Уметь
- определять геометрию молекул и
гибридизацию по алгоритму
1ч
6
Дисперсные системы,
растворы. Золи, гели,
понятие о коллоидах.
Понятие о дисперсных системах.
Чистые вещества и смеси.
Истинные растворы. Растворение
как физико-химический процесс.
Способы выражения концентрации
Уметь решать задачи на
количественную характеристику
растворов.
1ч
растворов: массовая доля
растворенного вещества.
Диссоциация электролитов в
водных растворах. Сильные и
слабые электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
7-8
Химические реакции,
их классификация
Классификация химических
реакций в неорганической и
органической химии.
Реакции, протекающие без
изменения состава веществ:
аллотропия, реакции изомеризации.
Реакции, идущие с изменением
состава веществ:
реакции соединения, разложения,
замещения, обмена. Экзо - и
эндотермические реакции.
Тепловой эффект химических
реакций. Термохимические
уравнения.
Знать
1ч
- типы химических реакций.
Использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений,
происходящих в природе, быту и на
производстве;
- определения возможности
протекания химических превращений
в различных условиях и оценки их
последствий
9-10
Скорость реакции, ее
зависимость от
различных факторов.
Катализ.
Скорость реакции, ее зависимость
от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое
равновесие и способы его
смешения.
Знать/понимать
скорость химической реакции,
катализ, химическое равновесие,
Обратимость реакций.
Химическое равновесие
и способы его
смешения.
11
Электролитическая
диссоциация. Реакции
ионного обмена
Диссоциация электролитов в
водных растворах. Сильные и
слабые электролиты.
Реакции ионного обмена в водных
растворах.
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия:
электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация.
1ч
12
Окислительновосстановительные
реакции
Окислительно-восстановительные
реакции. Электролиз растворов и
расплавов.
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия:
степень окисления, окислитель и
восстановитель, окисление и
восстановление.
1ч
13
Гидролиз
неорганических
соединений
Гидролиз неорганических
соединений. Среда водных
растворов: кислая, нейтральная,
щелочная. Водородный показатель
(рН) раствора.
Уметь
- определять:
характер среды в водных растворах
неорганических соединений
1ч
14
15
Среда водных
растворов. Водородный
показатель (рН)
раствора.
Практическая работа.
Решение
экспериментальных
задач «Гидролиз»
16
Обобщение материала
по теме «Общая химия»
17
Контрольная работа №1
18-19
Металлы
Среда водных растворов: кислая,
нейтральная, щелочная.
Водородный показатель (рН)
раствора.
Уметь
1ч
- определять:
характер среды в водных растворах
неорганических соединений
Уметь
- выполнять химический эксперимент
- приводить примеры реакций
гидролиза
Положение металлов в ПСХЭ Д.И.
Менделеева. Общие физические
свойства металлов.
Взаимодействие металлов с
неметаллами (хлором, серой,
кислородом). Взаимодействие
щелочных и щелочноземельных
металлов с водой.
Электрохимический ряд
напряжений металлов,
взаимодействие металлов с
растворами кислот и солей. Общие
способы получения металлов.
Понятие о коррозии металлов,
способы защиты от коррозии.
Сплавы.
Знать
- важнейшие вещества и
материалы:
основные металлы и сплавы.
Уметь
- характеризовать: элементы
металлы малых периодов по их
положению в периодической системе
химических элементов;
общие химические свойства металлов;
- объяснять: зависимость свойств
металлов от их состава и строения
20-21
Неметаллы
22
Кислоты
\
23
Основания
Положение неметаллов в ПСХЭ
Д.И. Менделеева. Сравнительная
характеристика галогенов как
наиболее типичных представителей
неметаллов. Окислительные
свойства неметаллов
(взаимодействие с металлами и
водородом)
Восстановительные свойства
неметаллов (взаимодействие с более
электроотрицательными
неметаллами). Благородные газы
Кислоты неорганические и
органические. Классификация
кислот. Химические свойства
кислот: взаимодействие с
металлами, основными оксидами,
основаниями, солями, спиртами.
Уметь
- характеризовать: элементы
неметаллы малых периодов по их
положению в периодической системе
химических элементов; общие
химические свойства неметаллов;
- объяснять: зависимость свойств
неметаллов от их состава и строения
Основания неорганические и
органические. Классификация
оснований. Химические свойства
неорганических оснований:
взаимодействие с кислотами,
кислотными оксидами и солями.
Разложение нерастворимых
оснований.
Уметь
- характеризовать: общие
химические свойства оснований;
- называть основания по
«тривиальной» и международной
номенклатуре;
- определять: характер среды водных
растворов щелочей
Знать/понимать
-важнейшие вещества и материалы:
серная, соляная, азотная, уксусная
кислоты
Уметь
- характеризовать:
общие химические свойства кислот
-называть: кислоты по «тривиальной»
или международной номенклатуре:
- определять: характер среды водных
растворов кислот
24-25
Соли
26
Практическая работа
№2.
Решение
экспериментальных
задач на
идентификацию
неорганических и
органических
соединений
27
Обобщение и
систематизация знаний
по теме
Классификация солей: средние,
кислые, основные. Химические
свойства солей: взаимодействие с
кислотами, щелочами, металлами,
солями. Представители солей и их
значение. Хлорид натрия, фосфат
кальция, карбонат кальция (средние
соли); гидрокарбонаты натрия и
аммония (кислые соли);
гидроксокарбонат меди (II) –
малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид сульфат-, карбонат- ионы, катион
аммония, катионы железа (II) и (III)
Распознавание неорганических и
органических соединений
Уметь
- характеризовать: общие
химические свойства солей;
- называть: соли по «тривиальной» и
международной номенклатуре;
- определять: характер среды водных
растворов солей
Понятие о генетической связи и
генетических рядах. Генетический
ряд металла. Генетический ряд
неметалла. Особенности
генетического ряда в органической
химии.
Уметь
- характеризовать: общие
химические свойства металлов,
неметаллов и основных классов
неорганических и органических
соединений
Уметь
- выполнятьхимический эксперимент
по распознаванию важнейших
неорганических и органических
соединений
- приводить примеры реакций,
подтверждающих существование
взаимосвязи между основными
классами неорганических веществ;
28
Контрольная работа №3
по теме 4
«Вещества и их
свойства»
29
30-31
Анализ контрольной
работы Обобщение и
систематизация знаний
по курсу общей и
неорганической химии
Химия и производство
32-33
Урок – семинар.
34
Годовая контрольная
работа
Химическая промышленность.
Научные принципы организации
химического производства.
Химическое сырье. ПДК.
Производство аммиака и серной
кислоты. Защита окружающей
среды и охрана труда.
Химия и сельское хозяйство. Химия
и проблемы охраны окружающей
среды. Химия и повседневная
жизнь человека.
Иметь представление о химическом
производстве, значимости охраны
окружающей среды и путях решения
проблем еѐ охраны.
Уметь: объяснять научные принципы
производства; решать задачи с
экологическим содержанием.
- приводить примеры уравнений
реакций, лежащихв основе
промышленных способов получения
аммиака, серной кислоты.
- осознавать значение теоретических
знаний для практической
деятельности человека;
- развивать информационную
компетентность посредством
углубления знаний о современных
достижениях науки и техники.