ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
на 2023-2024 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №20 обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего
общего образования:
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 568);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 г. № 413».
1.2. Основные образовательные программы начального общего,
основного общего, среднего общего образования реализуются образовательной
организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с
соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20), Санитарные правила и нормы СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПин 1.2.3685-21).
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной,
и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
1.3. При разработке плана использовались следующие документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 568);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 г. № 413»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022
№ 858 г. "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность";
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования";
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021
№03-2161 «О направлении методических рекомендаций»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022
№ ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Информационно-методическим письмом об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022
№992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022
№993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022
№ 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общегообразования";
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (СП 2.4.364820);
•
Информационно-методическое письмо Министерства просвещения
Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования» от 05.07.2022
№ ТВ-1290/03;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
(СанПиН 1.2.3685-21);
•
Устав МБОУ СОШ №20.
2. Целевая направленность, стратегические и тактические цели
содержания образования
2.1. План отражает основные цели и задачи МБОУ СОШ №20.
2.2. Подготовлен с учетом требований Федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования, обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через внеурочную деятельность,
широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные
потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся, с целью
дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения
результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного
процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также
выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и
сохранения их здоровья.
2.3. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной
программы.
2.4. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для
обучающихся при получении начального общего образования (до 1320 часов за
четыре года обучения), основного общего образования (до 1750 часов) с учетом
интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности в первую очередь направлен на достижение
обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования в зависимости от возможностей МБОУ СОШ №20, а также
особенностей окружающего социума.
Внеурочная деятельность осуществляется по различным схемам, в том
числе:
- непосредственно в образовательной организации;
-совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования
детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;
- в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов
образовательной организации.
Формы организации внеурочной деятельности:
- учебные курсы и факультативы;
- спортивные секции;
- соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции,
экскурсии, мини-исследования;
Все формы предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают
гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность).
3. Основные принципы плана
3.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения МБОУ
СОШ
№20 ведет:
- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа
родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
- поэтапность развития нововведений;
- построение образовательного процесса в
соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
3.2. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в
условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность
подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования –
безотметочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его
способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным
дисциплинам.
3.3. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного
образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания,
обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем
современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности
учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
3.4. Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении
планируемыхрезультатов освоения программ начального общего образования,
основного общего образования, среднего общего образования;
совершенствование
навыков
общения
со
сверстниками
и
коммуникативныхумений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся,
углубление
их
интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться,
подчиняться,
руководить,
проявлять
инициативу,
ответственность; становление умений командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
3.5. С
целью
реализации
принципа
формирования
единого
образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной
деятельности реализуются через учебно-познавательную
деятельность, в
которой наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным
предметам и формированию функциональной грамотности:
- занятия по углубленному изучению отдельных учебных предметов;
- занятия по формированию функциональной грамотности;
- занятия по проектно-исследовательской деятельности;
- профориентационные занятия.
3.6. Внеурочная деятельность на базе МБОУ СОШ №20 реализуется через
системы внеурочной деятельности, работу классных руководителей, педагогов
дополнительного образования. При выборе направлений и отборе содержания
обучения учитываются:
особенности МБОУ СОШ №20 (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации
разнообразныхвнеурочных занятий и их содержательная связь с урочной
деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды МБОУ СОШ №20,
национальные и культурные особенности региона.
3.7 Направления внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное
Коммуникативное направление (формирование функциональной
грамотности)
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены
следующим образом:
Обязательная часть:
1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о
важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю (6-11 кл.) — на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (четверг).
Вариативная часть
На занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения
изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектноисследовательской деятельности, исторического просвещения);
На занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе
организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных
спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития
социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»).
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
использованы через реализацию плана внеурочной деятельности с
преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве школы.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33
учебные недели, во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели, в 5-9 классах – на 34
учебные недели, в 10-11 классах – на 34 учебные недели.
4. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или
ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние
(последствие)того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс
развитияличности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности обучающихся на
ступени начального, основного и среднего общего образования строго
ориентированы на воспитательные результаты.
Духовно-нравственное направление
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине — России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой емудля конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» — разговор
и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Коммуникативное направление (формирование функциональной
грамотности)
Основная цель: развитие способности обучающихся применять
приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных
сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной
грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и
глобальных компетенций.
Основные
организационные
формы:
интегрированные
курсы,
метапредметные кружки или факультативы.
Социальное направление
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду,
как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни.
Основная
задача: формирование
готовности
школьников
к
осознанному выбору направления продолжения своего образования
и
будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для
дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы: профориентационные беседы,деловые
игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых
ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную
деятельность, экскурсии.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами
получения профессионального образования; создание условий для развития
надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в
конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для
формирования уверенности в себе, способности адекватнооценивать свои
силы и возможности.
Общеинтеллектуальное направление
Основная цель: интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворение
ихособых познавательных интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к
знаниям, как залогу их собственного будущего.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или
углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках
исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением
регионального компонента образования
или особымиэтнокультурными
интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия
для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы
или трудности в освоении языка обучения; специальные
занятия
для обучающихся сограниченными возможностями
здоровья
или
испытывающими затруднения в социальной коммуникации.
Общекультурное направление
Основная цель: общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их
культурных потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к
культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему
национальную самобытность народов России.
Направление нацелено на воспитание личности творца, способного
осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно –
прикладного искусства, на формирование у учащихся устойчивых
систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и
самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
В рамках данного направления учащиеся принимают участие в выставочной
деятельности, в конкурсном движении.
Спортивно-оздоровительное направление
Основная
цель: удовлетворение интересов и
потребностей
обучающихся
в творческом и физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи: физическое развитие обучающихся, привитие им любви
кспорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, развитие их самостоятельности
и
ответственности,
формирование навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в различных
творческих объединениях (музыкальных, театральных кружках или кружках
художественного
творчества, журналистских клубах и т.п.); занятия
школьников в спортивных объединениях (секциях и
клубах,
организация
спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях
туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьного
музея).
Занятия групп проводятся на базе школы в кабинетах начальных классов,
в спортивном зале, а также в кабинетах Точки Роста. Численность групп в
зависимости от направления внеурочной деятельности составляет от 8
обучающихся.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год
создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие
личности обучающихся.
5. План внеурочной деятельности (недельный)
Начальное общее образование
Количество часов в неделю
Учебные курсы
1
2
3а
3б
Разговоры о важном
1
1
1
1
Функциональная грамотность
0.5
1
1
Шахматы
1
1
1
1
Орлята России
1
1
1
1
В мире книг
1
-
4
1
1
1
1
-
Изонить
1
Почитай-ка
1
ИТОГО недельная нагрузка
3.5
5
6
6
4
Основное общее образование
Количество часов в неделю
Учебные курсы
5
6
7
8
9
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
Россия - мои горизонты
1
1
1
1
ОБЖ
1
1
Мир химии
1
Практическая биология
1
Комплексный анализ текста
1
1
1
1
1
Экология души
1
Черчение
1
Театр кукол
1
1
1
Почитай-ка
1
Школа безопасности
1
ИТОГО недельная нагрузка
6
7
7
4
5
Среднее общее образование
Количество часов в неделю
Учебные курсы
10
11
Разговоры о важном
1
1
Россия - мои горизонты
1
1
Международная журналистика
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
3
3
Курсы внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы
Курсы «В мире книг» и "Почитай-ка" направлены на формирование
читательской грамотности учащихся и позволяет научиться быстро
анализировать разные типы текстов и удерживать внимание на их содержании
при возникновении отвлекающих факторов.
Курс «Шахматы» направлен на формирование общей культуры, основ
алгоритмического мышления, посредством обучения игре в шахматы.
Курс «Функциональная грамотность» направлен на формирование
способности
обучающегося
вступать
в
отношения
с
внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Курс «Изонить» направлен на формирование общей культуры обучающихся,
на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, развитие творческих способностей, программа имеет
художественно- эстетическую направленность и способствует развитию
художественных способностей и эстетического вкуса у детей.
Курс «Орлята России» направлен на формирование ключевых базовых
ценностей: команда, семья, Родина, познание, природа, здоровье. Способствует
вовлечению младших школьников в социально-значимую деятельность на всех
уровнях общественной жизни, от семьи и школы до региона и всей России.
Курсы внеурочной деятельности для обучающихся основного уровня
образования
Курс "Комплексный анализ текста" направлен на формирование
читательской грамотности учащихся и позволяет научиться быстро
анализировать разные типы текстов и удерживать внимание на их содержании
при возникновении отвлекающих факторов.
Курс "Почитай-ка" направлен на формирование читательской грамотности
учащихся и позволяет научиться быстро анализировать разные типы текстов и
удерживать внимание на их содержании при возникновении отвлекающих
факторов.
Курсы «Школа безопасности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»
направлены на овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и
здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства
индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую
помощь пострадавшим.
Курс "Индивидуальный проект" направлен на формирование основ культуры
исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации
и презентации результатов исследования.
Курс «Мир химии» развивает интерес к химии, аналитические способности
учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение.
Направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области
глобальных проблем современности, способствует повышению уровня
культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.
Курс «Практическая биология» направлен на формирование у обучающихся
интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение
полученных знаний на практике.
Курс «Экология души» направлен на формирование первоначального
представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе
проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой
деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные
композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Курс «Черчение» направлен на формирование графической культуры
обучающихся развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
Курс «Театр кукол» направлен на формирование непосредственных
практических навыков выразительной речи, так и (прежде всего) целостное,
гармоничное развитие ребенка. Занятия сценической речью в студии театра
кукол обладают значительным воспитательным потенциалом.
Курсы внеурочной деятельности для обучающихся среднего уровня
образования
Курс
"Международная
журналистика"
направлен
на
развитие
коммуникативных навыков говорения и письма на иностранном языке;
формирование устойчивых навыков коммуникативного взаимодействия как
средства познания других культур.
Дополнительное образование в МБОУ СОШ№20 организовано через работу
объединений дополнительного образования: деятельности школьного
спортивного клуба «Юность», военно-патриотического клуба «Звезда»,
туристско-краеведческого отряда «Травинки», школьного театра «Зазеркалье»,
школьного Медиа центра, кружка «Техническое моделирование», кружка
«Шахматы».