План внеурочной деятельности 2023-2024

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
на 2023-2024 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №20 обеспечивает

введение в действие и реализацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего
общего образования:
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 568);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 г. № 413».
1.2. Основные образовательные программы начального общего,
основного общего, среднего общего образования реализуются образовательной
организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с
соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20), Санитарные правила и нормы СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПин 1.2.3685-21).
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной,
и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
1.3. При разработке плана использовались следующие документы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 568);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 г. № 413»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022
№ 858 г. "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность";
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования";
•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021
№03-2161 «О направлении методических рекомендаций»;

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022
№ ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Информационно-методическим письмом об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022
№992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования";

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022
№993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования";

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022
№ 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общегообразования";
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (СП 2.4.364820);
•
Информационно-методическое письмо Министерства просвещения
Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования» от 05.07.2022
№ ТВ-1290/03;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм


СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
(СанПиН 1.2.3685-21);
•
Устав МБОУ СОШ №20.
2. Целевая направленность, стратегические и тактические цели
содержания образования
2.1. План отражает основные цели и задачи МБОУ СОШ №20.
2.2. Подготовлен с учетом требований Федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования, обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через внеурочную деятельность,
широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные
потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся, с целью
дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения
результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного
процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также
выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и
сохранения их здоровья.
2.3. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной
программы.
2.4. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для
обучающихся при получении начального общего образования (до 1320 часов за
четыре года обучения), основного общего образования (до 1750 часов) с учетом
интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности в первую очередь направлен на достижение
обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования в зависимости от возможностей МБОУ СОШ №20, а также
особенностей окружающего социума.
Внеурочная деятельность осуществляется по различным схемам, в том
числе:
- непосредственно в образовательной организации;
-совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования
детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;
- в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов
образовательной организации.
Формы организации внеурочной деятельности:
- учебные курсы и факультативы;
- спортивные секции;
- соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции,
экскурсии, мини-исследования;
Все формы предусматривают активность и самостоятельность

обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают
гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность).
3. Основные принципы плана
3.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения МБОУ
СОШ
№20 ведет:
- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа
родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
- поэтапность развития нововведений;
- построение образовательного процесса в
соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
3.2. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в
условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность
подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования –
безотметочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его
способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным
дисциплинам.
3.3. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного
образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания,
обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем
современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности
учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
3.4. Внеурочная деятельность решает следующие задачи:

поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении
планируемыхрезультатов освоения программ начального общего образования,
основного общего образования, среднего общего образования;

совершенствование
навыков
общения
со
сверстниками
и
коммуникативныхумений в разновозрастной школьной среде;

формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;

повышение общей культуры обучающихся,
углубление
их
интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;

развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться,
подчиняться,
руководить,
проявлять
инициативу,
ответственность; становление умений командной работы;

поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;

формирование культуры поведения в информационной среде.
3.5. С
целью
реализации
принципа
формирования
единого

образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной
деятельности реализуются через учебно-познавательную
деятельность, в
которой наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным
предметам и формированию функциональной грамотности:
- занятия по углубленному изучению отдельных учебных предметов;
- занятия по формированию функциональной грамотности;
- занятия по проектно-исследовательской деятельности;
- профориентационные занятия.
3.6. Внеурочная деятельность на базе МБОУ СОШ №20 реализуется через
системы внеурочной деятельности, работу классных руководителей, педагогов
дополнительного образования. При выборе направлений и отборе содержания
обучения учитываются:

особенности МБОУ СОШ №20 (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);

результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;

возможность обеспечить условия для организации
разнообразныхвнеурочных занятий и их содержательная связь с урочной
деятельностью;

особенности информационно-образовательной среды МБОУ СОШ №20,
национальные и культурные особенности региона.
3.7 Направления внеурочной деятельности.
 Духовно-нравственное
 Коммуникативное направление (формирование функциональной
грамотности)
 Социальное
 Общеинтеллектуальное
 Общекультурное
Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены
следующим образом:
Обязательная часть:
1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о
важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю (6-11 кл.) — на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (четверг).
Вариативная часть

На занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения
изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектноисследовательской деятельности, исторического просвещения);

На занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе
организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных

спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития
социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»).
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
использованы через реализацию плана внеурочной деятельности с
преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве школы.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33
учебные недели, во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели, в 5-9 классах – на 34
учебные недели, в 10-11 классах – на 34 учебные недели.
4. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или
ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние
(последствие)того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс
развитияличности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности обучающихся на
ступени начального, основного и среднего общего образования строго
ориентированы на воспитательные результаты.
Духовно-нравственное направление
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о
важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине — России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой емудля конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» — разговор
и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Коммуникативное направление (формирование функциональной
грамотности)
Основная цель: развитие способности обучающихся применять
приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных
сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной

грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и
глобальных компетенций.
Основные
организационные
формы:
интегрированные
курсы,
метапредметные кружки или факультативы.
Социальное направление
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду,
как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни.
Основная
задача: формирование
готовности
школьников
к
осознанному выбору направления продолжения своего образования
и
будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для
дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы: профориентационные беседы,деловые
игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых
ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную
деятельность, экскурсии.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами
получения профессионального образования; создание условий для развития
надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в
конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для
формирования уверенности в себе, способности адекватнооценивать свои
силы и возможности.
Общеинтеллектуальное направление
Основная цель: интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворение
ихособых познавательных интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к
знаниям, как залогу их собственного будущего.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или
углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках
исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением
регионального компонента образования
или особымиэтнокультурными
интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия
для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы
или трудности в освоении языка обучения; специальные
занятия
для обучающихся сограниченными возможностями
здоровья
или
испытывающими затруднения в социальной коммуникации.
Общекультурное направление
Основная цель: общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их
культурных потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к

культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему
национальную самобытность народов России.
Направление нацелено на воспитание личности творца, способного
осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно –
прикладного искусства, на формирование у учащихся устойчивых
систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и
самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
В рамках данного направления учащиеся принимают участие в выставочной
деятельности, в конкурсном движении.
Спортивно-оздоровительное направление
Основная
цель: удовлетворение интересов и
потребностей
обучающихся
в творческом и физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи: физическое развитие обучающихся, привитие им любви
кспорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы
воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, развитие их самостоятельности
и
ответственности,
формирование навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в различных
творческих объединениях (музыкальных, театральных кружках или кружках
художественного
творчества, журналистских клубах и т.п.); занятия
школьников в спортивных объединениях (секциях и
клубах,
организация
спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях
туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьного
музея).
Занятия групп проводятся на базе школы в кабинетах начальных классов,
в спортивном зале, а также в кабинетах Точки Роста. Численность групп в
зависимости от направления внеурочной деятельности составляет от 8
обучающихся.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год
создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие
личности обучающихся.
5. План внеурочной деятельности (недельный)
Начальное общее образование
Количество часов в неделю
Учебные курсы
1
2
3а
3б
Разговоры о важном
1
1
1
1
Функциональная грамотность
0.5
1
1
Шахматы
1
1
1
1
Орлята России
1
1
1
1
В мире книг
1
-

4
1
1
1
1
-

Изонить
1
Почитай-ка
1
ИТОГО недельная нагрузка
3.5
5
6
6
4
Основное общее образование
Количество часов в неделю
Учебные курсы
5
6
7
8
9
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
Россия - мои горизонты
1
1
1
1
ОБЖ
1
1
Мир химии
1
Практическая биология
1
Комплексный анализ текста
1
1
1
1
1
Экология души
1
Черчение
1
Театр кукол
1
1
1
Почитай-ка
1
Школа безопасности
1
ИТОГО недельная нагрузка
6
7
7
4
5
Среднее общее образование
Количество часов в неделю
Учебные курсы
10
11
Разговоры о важном
1
1
Россия - мои горизонты
1
1
Международная журналистика
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
3
3
Курсы внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы
Курсы «В мире книг» и "Почитай-ка" направлены на формирование
читательской грамотности учащихся и позволяет научиться быстро
анализировать разные типы текстов и удерживать внимание на их содержании
при возникновении отвлекающих факторов.
Курс «Шахматы» направлен на формирование общей культуры, основ
алгоритмического мышления, посредством обучения игре в шахматы.
Курс «Функциональная грамотность» направлен на формирование
способности
обучающегося
вступать
в
отношения
с
внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Курс «Изонить» направлен на формирование общей культуры обучающихся,
на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, развитие творческих способностей, программа имеет
художественно- эстетическую направленность и способствует развитию
художественных способностей и эстетического вкуса у детей.
Курс «Орлята России» направлен на формирование ключевых базовых
ценностей: команда, семья, Родина, познание, природа, здоровье. Способствует

вовлечению младших школьников в социально-значимую деятельность на всех
уровнях общественной жизни, от семьи и школы до региона и всей России.
Курсы внеурочной деятельности для обучающихся основного уровня
образования
Курс "Комплексный анализ текста" направлен на формирование
читательской грамотности учащихся и позволяет научиться быстро
анализировать разные типы текстов и удерживать внимание на их содержании
при возникновении отвлекающих факторов.
Курс "Почитай-ка" направлен на формирование читательской грамотности
учащихся и позволяет научиться быстро анализировать разные типы текстов и
удерживать внимание на их содержании при возникновении отвлекающих
факторов.
Курсы «Школа безопасности» и «Основы безопасности жизнедеятельности»
направлены на овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и
здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства
индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую
помощь пострадавшим.
Курс "Индивидуальный проект" направлен на формирование основ культуры
исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации
и презентации результатов исследования.
Курс «Мир химии» развивает интерес к химии, аналитические способности
учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение.
Направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области
глобальных проблем современности, способствует повышению уровня
культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.
Курс «Практическая биология» направлен на формирование у обучающихся
интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение
полученных знаний на практике.
Курс «Экология души» направлен на формирование первоначального
представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе
проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой
деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные
композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Курс «Черчение» направлен на формирование графической культуры
обучающихся развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
Курс «Театр кукол» направлен на формирование непосредственных
практических навыков выразительной речи, так и (прежде всего) целостное,
гармоничное развитие ребенка. Занятия сценической речью в студии театра
кукол обладают значительным воспитательным потенциалом.
Курсы внеурочной деятельности для обучающихся среднего уровня
образования
Курс
"Международная
журналистика"
направлен
на
развитие
коммуникативных навыков говорения и письма на иностранном языке;

формирование устойчивых навыков коммуникативного взаимодействия как
средства познания других культур.
Дополнительное образование в МБОУ СОШ№20 организовано через работу
объединений дополнительного образования: деятельности школьного
спортивного клуба «Юность», военно-патриотического клуба «Звезда»,
туристско-краеведческого отряда «Травинки», школьного театра «Зазеркалье»,
школьного Медиа центра, кружка «Техническое моделирование», кружка
«Шахматы».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».