Программа воспитания МБОУ СОШ № 20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ СОШ №20 разработанас учётом Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и
Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных
стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413), Постановление
Администрации МО город Алапаевск от 30.09.2019 № 1268-П «Об утверждении
муниципальной программы «Развитие системы образования в Муниципальном
образовании город Алапаевск до 2025 года» (в редакции от 05.03.2020 № 250-П, от
30.04.2020 № 454-П, от 28.05.2020 № 529-П, от 26.11.2020 № 1187-П, от 23.12.2020
№ 1297-П, от 17.02.2021 № 202-П, от 18.02.2021 № 214-П, от 19.07.2021 № 793-П,
от 24.12.2021 № 1422-П). Данная программа направлена на приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным и нравственным ценностям,
правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная
программа является обязательной частью основных образовательных программ
МБОУ СОШ №20 и призвана помочь всем участникам образовательного процесса
реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым
сделать школу воспитывающей организацией.
Программа
организационный.

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

Приложение — календарный план воспитательной работы.
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические идругие
работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители
(законные представители), представители иных организаций, участвующие в
реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами МБОУ СОШ №20. Родители
(законные представители)
несовершеннолетних
обучающихся
имеют
преимущественное право на воспитание своих детей.
Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных)
норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся

включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
Воспитательная деятельность в МБОУ СОШ №20 планируется и
осуществляется всоответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания, установленными в государственной Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства
РоссийскойФедерации от 29.05.2015 № 996-р), Постановление Администрации МО
город Алапаевск от 30.09.2019 № 1268-П «Об утверждении муниципальной
программы «Развитие системы образования в Муниципальном образовании город
Алапаевск до 2025 года» (в редакции от 05.03.2020 № 250-П, от 30.04.2020 № 454П, от 28.05.2020 № 529-П, от 26.11.2020 № 1187-П, от 23.12.2020 № 1297-П, от
17.02.2021 № 202-П, от 18.02.2021 № 214-П, от 19.07.2021 № 793-П, от 24.12.2021
№ 1422-П). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания
детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение
ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и
развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных
результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ
включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность
ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к

саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие
мотивации
к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности,
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического,
культурно-исторического,
системно-деятельностного,
личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых,
следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
 гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма,
дружелюбия
и
взаимопомощи,
уважения
к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщениек
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни
и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение
профессии,
личностное
самовыражение
в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое воспитание — формирование экологической культуры,

ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
 ценности
научного
познания
—
воспитание
стремленияк
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, сформулированные на уровнях начального
общего, основного общего, среднего общего образования по направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС, обеспечивают единство воспитания,
воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, символика города Москвы), праздников, мест почитания
героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека
в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации,
в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

Сознающий ценность каждой
индивидуальность
и достоинство каждого человека.

человеческой

жизни,

признающий

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение
художественной культуре.

к отечественной

Проявляющий стремление к самовыражению
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование
эмоционального благополучия

в

культуры

и мировой

разных

видах

здоровья

и

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.

Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность
экологических норм.

в

своей

деятельности

придерживаться

Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий
и
принимающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе исторического просвещения, российского национального
исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, символам
города Москвы, праздникам.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране, городе Москве.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование
эмоционального благополучия

культуры

здоровья

и

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным
и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.

Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий
в
практической
природоохранной направленности.

деятельности

экологической,

Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на
основе исторического просвещения, сформированного российского
национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского
государства, сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических,
военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям,
праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание

Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого,
национального, религиозного самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков,
деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям
различных этнических групп, религий народов России, их национальному
достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения
конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, народов в России, способный вести
диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей;
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении
в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей,
умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.

Физическое воспитание, формирование
эмоционального благополучия

культуры

здоровья

и

Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую
активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий
и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредныхпривычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их
вреда для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки
зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным
состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям
(социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего района, города,
страны, трудовые достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально
значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том
числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или
наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида
в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения
законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования
трудовых отношений, самообразования и профессиональной

самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе,
готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный
на
осознанный
выбор
сферы
трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических
процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность
за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
значения науки в жизни российского общества, обеспечении его
безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверной научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации
МБОУ СОШ №20 – общеобразовательное учреждение, реализующее
программы общего начального, основного, среднего образования. В состав МБОУ
СОШ №20 входит основное трёхэтажное здание и одноэтажный пристрой. В двух
школьных зданиях обучаются дети с 1 по 11 класс. Учитывая необходимость
формирования в школе общих традиций, план воспитательной работы для
школьников реализуется в полном объеме во всех школьных зданиях. Школьные
здания работают по графику, обучение проходит в 1 смену, начинается с 8.15 и
заканчивается в 15.15, что позволяет организовывать и проводить внеурочные
занятия, общешкольные и классные воспитательные мероприятия. В школе
действует положение о школьной форме, оно предполагает наличие делового стиля
одежды у обучающихся с преобладанием спокойных тонов серо- синего, черного
цвета. В школе организована система питания. Школьники льготных категорий
обеспечены горячим питанием. У обучающихся сотрудников школы имеется
возможность получить горячее питание на платной основе.
Основная миссия образовательной организации – стать полезной каждому
ребенку. В школе учится более 220 обучающихся, каждый из которых является
уникальной личностью. В школе созданы условия для всестороннего развития
детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Школа на данном этапе является основным социокультурным объектом
поселка Нейво-Шайтанский. Поселок развивается в составе муниципального
образования город Алапаевск, расположен в 36 километрах от города. Здание
школы находится в эксплуатации с 1957 года, 1 сентября 2022 года школе
исполнилось 65 лет. В силу данных особенностей школа становится точкой
позитивного воспитательного притяжения для большинства жителей поселка. В
педагогическом составе школы есть сотрудники, которые являются и ее
выпускниками, а некоторые из них представляют династии педагогов во втором и
третьем поколении.
В 2019 году на базе школы была открыта «Точка роста» центр образования
цифрового и гуманитарного профилей, что способствовало возможности сделать
учебный процесс для детей более современным и занимательным, не только
практически отработать учебный материал по основным предметам, но и
приобрести навыки работы в команде, подготовиться к участию в различных
конкурсах. В одном из помещений «Точки роста» оборудован кабинет
формирования цифровых и гуманитарных компетенций, где проходят уроки по
предметам «Технология», «Информатика» и «ОБЖ». Второе помещение для
занятий проектной деятельностью, зона коворкинга - это открытое пространство,
которое выполняет роль центра общественной жизни школы. Оно включает
шахматную гостиную и медиазону с возможностью построения различных
образовательных пространств. Все помещения центра оформлены по типовому
дизайн-проекту, потому что они составляющие федеральной сети центров
образования цифрового и гуманитарных профилей «Точка роста».
Школа является точкой входа в единую общегородскую систему
образования, так как является участником большинства городских проектов.

Например: городской фестиваль «Формула успеха», в рамках которого проходят
мероприятия интеллектуального, творческого, спортивного направлений;
областной социально-педагогический проект «Будь здоров». Таким образом, у
школы есть все возможности для использования городского пространства в целях
обучения и воспитания.
Контингент обучающихся школы составляют: дети из многодетных семей 91, из малообеспеченных семей – 66, находящиеся под опекой – 3, обучающиеся с
ОВЗ -12, дети-инвалиды – 1, воспитывающиеся в неполных семьях – 65, число
обучающихся, оба родителя которых являются безработными – 12, число
обучающихся, один родитель которых является безработным – 46, обучающихся в
семьях, где оба родителя имеют высшее образование – 4, обучающихся в семьях,
где один родитель имеет высшее образование – 22. Средняя наполняемость классов
составляет 17,4 человек. При этом в школе реализуются адаптированные
образовательные программы, в том числе и для детей с умственной отсталостью.
При реализации АОП используются различные формы организации
образовательного процесса: индивидуальное обучение, инклюзивное обучение в
классе.
В школе сформированы следующие воспитательные традиции:
наставничество старших над младшими (Активные перемены или «Перемены для
дела» и «Шефская помощь» (старшеклассники помогают обучающимся начальной
школы в подготовке и проведении мероприятий и др.), функционирует военнопатриотический клуб «Звезда», который входит в состав детского общественного
объединения Юнармия, благотворительные акции (ежегодная Новогодняя
благотворительная ярмарка, библиотечные акции «Подари библиотеке книгу»,
«Буккроссинг» и др), экологическое воспитание – на базе школы действует
туристко-краеведческий отряд «Травинки» (проведение экологических акций,
субботников по уборке территорий и т.д.), формирование здорового образа жизни
(спортивные мероприятия, соревнования, походы и тд).

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает:
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического
сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего
содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций
для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию
приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний
своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям, лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения
со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной
организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
 организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
 инициирование
и
поддержку
исследовательской
деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.

Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
образовательного процесса. Реализация воспитательного потенциала внеурочной
деятельности в школе осуществляется в рамках следующих выбранных
обучающимися курсов, занятий:
 курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной
направленности;
 курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России, духовно-историческому краеведению;
 курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности;
 курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
 курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров;
 курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
 курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
Курс внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Курс внеурочных занятий «Разговоры о важном» направлен на развитие
ценностного отношения школьников к своей Родине, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и культуре. Данный курс направлен на
формирование внутренней позиции личности школьника, необходимой для
конструктивного и ответственного поведения в обществе. Ведущая форма
деятельности данного внеурочного занятия - беседа с обучающимися. Также
формами организации учебного занятия служат: игра, просмотр видеоматериалов,
работа с интерактивными карточками, работа с аудиоматериалами и другие.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных
особенностей обучающихся, цели и задач проводимого занятия.
Содержание занятий затрагивает темы, связанные с традиционными российскими
ценностями, осмыслением исторического опыта, формированием представлений о
достоинстве, чести, правах и свободах человека, культуре здорового образа жизни,
ценности труда, ответственного отношения человека к природе.
Занятия «Разговоры о важном» проводятся еженедельно первым уроком для
обучающихся 1–11 классов, продолжительность курса - 34 часа в год.
Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий
«Разговоры о важном» являются классные руководители.

Курсы внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы
Курс "Смысловое чтение" направлен на формирование читательской
грамотности учащихся и позволяет научиться быстро анализировать разные типы
текстов и удерживать внимание на их содержании при возникновении
отвлекающих факторов.
Курс "Read up" направлен на формирование интереса к изучению
иностранного языка и культуры других стран.
Курс «Шахматы» направлен на формирование общей культуры, основ
алгоритмического мышления, посредством обучения игре в шахматы.
Курс «Функциональная грамотность» направлен на формирование
способности
обучающегося
вступать
в
отношения
с
внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Курс «Изонить» направлен на формирование общей культуры обучающихся,
на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, развитие
творческих способностей, программа имеет художественно- эстетическую
направленность и способствует развитию художественных способностей и
эстетического вкуса у детей.
Курсы внеурочной деятельности для обучающихся основного уровня
образования
Курс "Комплексный анализ текста" направлен на формирование
читательской грамотности учащихся и позволяет научиться быстро анализировать
разные типы текстов и удерживать внимание на их содержании при возникновении
отвлекающих факторов.
Курс "Познавательный английский" направлен на формирование интереса к
изучению иностранного языка и культуры других стран.
Курс "Клуб лингвистов-грамотеев" направлен на развитие коммуникативных
навыков говорения и письма на иностранном языке; формирование устойчивых
навыков коммуникативного взаимодействия как средства познания других
культур.
Курс "Read up" направлен на расширение языковых знаний в специальных
сферах, развивает навыки устного и письменного перевода, позволяет ребёнку
проявить себя, преодолеть языковой барьер, способствует самореализации.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на овладение
умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в
чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Курс «Информатика» направлен на освоение знаний, составляющих основу
научных представлений об информации, информационных процессах, системах,
технологиях и моделях, овладение умениями работать с различными видами
информации с помощью компьютера и других средств информационных и

коммуникационных технологий.
Курс "Индивидуальный проект" направлен на формирование основ культуры
исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и
презентации результатов исследования.
Классное руководство
Реализация
воспитательного
предусматривает:

потенциала

классного

руководства

 планирование и проведение курса внеурочной деятельности, в рамках
федерального проекта «Разговоры о важном»;
 инициирование и поддержку участия класса в общешкольных
мероприятиях, делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с
разными потребностями, давать им возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии; празднования в классе дней рождения обучающихся, классные
«огоньки» и вечера;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
помогающих освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость
и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся
через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими
обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
 регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и
воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
 проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграцию воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность
лучше узнавать и понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной

обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
 организацию и проведение регулярных родительских встреч,
информирование родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, о жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам
семьи в установлении конструктивного взаимодействия и партнерских отношений
с учителями, администрацией образовательного учреждения;
 создание и организацию работы родительского актива класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и школе;
 проведение в классе праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований и
т. п.
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала МБОУ СОШ №20 предусматривает:
 общешкольные праздники («Успех года», общешкольный фестиваль
военно-патриотической песни, «Классная пара» и др.), ежегодные творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с
(общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых
участвуют все классы («День театра», «Краеведческая игра», «Геологическая игра»
и др.);
 еженедельную церемонию поднятия (спуска), выноса государственного
флага Российской Федерации;
 участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
России, мире («Бессмертный полк», «Окна Победы», Пост №1, «Лыжня России»,
«Кросс Наций»);
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение
новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе
(«Последний звонок» 9, 11 класс, Выпускной бал – 4, 9, 11 класс);
 церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся
и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной
организации, своего поселка, города Алапаевска (в школе «Успех года», в городе
«Парад победителей»);
 социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с
участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и др. направленности (традиционные
мероприятия – «Вечер встречи выпускников», «День поселка», общепоселковые
субботники и др.);
 проводимые для жителей поселка, города и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными
датами, значимыми событиями для жителей поселка, города;

 разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в
себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и
др. направленности (городская военизированная игра «Зарница», «Марш-бросок»
на звание мастер-курсант, «Исторический марафон», «Битва экскурсоводов» в
рамках Царских дней и др.);
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и
оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в
освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Церемония поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации
Церемония поднятия (спуска) Государственного флага Российской
Федерации является одним из важнейших воспитательных событий, направленных
на формирование чувства патриотизма и гражданственности у школьников.
Поднятие Государственного флага Российской Федерации является почетной
обязанностью и поручается обучающимся, являющимися курсантами военнопатриотического клуба «Звезда». Порядок проведения Церемонии закреплен
внутренним регламентом школы.
Подъем флага (или вынос) осуществляется в первый учебный день каждой
учебной недели перед первым учебным уроком. Спуск Государственного флага
осуществляется в конце каждой учебной недели по окончании последнего учебного
урока. Церемония Поднятия или выноса (спуска) Государственного флага
Российской Федерации реализуется в одном из двух форматов: на пришкольной
территории (осень, весна),
на втором этаже (общешкольные линейки,
мероприятия, зимнее время года).
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного
предусматривает:

потенциала

внешкольных

мероприятий

 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнёрами общеобразовательной организации;
 внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;
 экскурсии, походы, в том числе выходного дня с использованием
социокультурного пространства города Алапаевска (музеи, парки, предприятия и
др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации,проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,

экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий, проживавших в поселке НейвоШайтанском, городе Алапаевске поэтов и писателей, деятелей науки, природных
и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда в МБОУ СОШ №20 основывается на
системе ценностей программы воспитания, является частью уклада и способом
организации воспитательной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает:
 оформление внешнего вида здания, фасада, коридоров 2,3 этажа в
общеобразовательной организации государственной символикой Российской
Федерации, города Алапаевска (флаг, герб), изображениями символики
Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики субъектов Российской Федерации;
 организацию места проведения церемонии поднятия (спуска)
государственного флага Российской Федерации;
 размещение карт России, карт Свердловской области, (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных
объектов Свердловской области, России, памятных исторических, гражданских,
народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных
деятелей России, города Алапаевска, Екатеринбурга, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
 организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности - исполнение гимна Российской
Федерации;
 оформление и обновление «мест новостей» - школьная газета «Звонкое
эхо, стендов в помещениях (холл третьего этажа, рекреации у спортивного зала),
содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного гражданско-патриотического, духовно- нравственного содержания,
фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т.
п.;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга (тематические выставки рисунков

и плакатов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности,
посвященные «Всемирному Дню борьбы со СПИДом», «Я и мои права», «Портрет
моей любимой мамы», «Герои Отечества» и др.;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при общеобразовательной организации (озеленение
территории);
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация
предусматривает:

воспитательного

потенциала

работы

с

родителями

 создание и деятельность в школе, в классах родительского сообщества,
участвующего в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность представителей родительской общественности в Совете школы
общеобразовательной организации;
 тематические родительские встречи в классах, общешкольные собрания по
вопросам образования и воспитания детей;
 родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и
внеурочные занятия («Дни открытых дверей»);
 работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и
обучающимся площадку для совместного досуга и общения, родительских
гостиных с обсуждением актуальных вопросов воспитания, круглые столы с
приглашением специалистов;
 проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать рекомендации по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
 родительские форумы, интернет-сообщества, группы с участием
педагогов, на которых, в установленном в образовательной организации порядке,
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная

деятельность;
 участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в порядке,
предусмотренным локальными нормативными актами образовательной
организации, регламентирующими деятельность психолого-педагогического
консилиума;
 привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
классных и общешкольных мероприятий воспитательной направленности;
 при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными
представителями.
Самоуправление
Обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательной
организацией в установленном порядке. Это право обучающиеся могут
реализовать через систему ученического самоуправления.
Реализация
воспитательного
потенциала
системы
ученического
самоуправления в общеобразовательной организации предусматривает:
 организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся или др.), избранных обучающимися;
 представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;
 защиту органами ученического самоуправления законных интересов иправ
обучающихся;
 участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в общеобразовательной организации.
Ежегодно в классах проходит выборная кампания в Совет старшеклассников
школы со 2 по 11 класс, работа в Совете осуществляется на добровольной основе.
Обучающиеся представляют интересы ученического сообщества, активно
участвуют в подготовке и проведении классных, общешкольных и внешкольных
мероприятий.

Профилактика и безопасность
Профилактика – это комплекс мер социально-психологического,
медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию
воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность,
предупреждение противоправных или других отклонений в поведении
обучающихся.
Основным механизмом профилактики негативных проявлений и социальных
рисков среди обучающихся является воспитательная система образовательной
организации – упорядоченная совокупность компонентов воспитательного
процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоения
среды), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у
образовательной организации (и всех ее структурных подразделений) способности
обеспечивать безопасную и комфортную образовательную среду, целенаправленно
и эффективно содействовать развитию личности ребенка.
Профилактическая деятельность в образовательной организации является
неотъемлемой частью воспитательной деятельности и предусматривает:
 обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся;
 разработку и реализацию программ и проектов профилактической
направленности с участием социальных партнеров (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде; профилактика
вовлечения в деструктивные группы/сообщества/объединения/движения, в том
числе в социальных сетях; безопасность дорожного движения; безопасность на
воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская
оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
 разработку и реализацию профилактических программ и проектов,
направленных на развитие у обучающихся навыков ассертивности и
стрессоустойчивости, освоение и расширение репертуара позитивных способов
самопознания и самореализации.
 организацию деятельности педагогического коллектива по раннему
выявлению детей «группы риска», в том числе детей, находящихся в социально
опасном положении и/или трудной жизненной ситуации, с целью оказания им
своевременной и адресной социально-психолого-педагогической помощи (в т.ч. с
привлечением межведомственных ресурсов);
 организацию командной работы по оказанию комплексной педагогической
и социально-психологической поддержки обучающимся «группы риска» при
участии социального педагога, классных руководителей, учителей-предметников,
родителей (законных представителей) с привлечением (в случае необходимости, в
установленном порядке) работников социальных служб, правоохранительных
органов, органов опеки и т.д.

В школе разработаны следующие профилактические программы:
«Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления
психоактивных веществ» (Цель: поиск оптимальных средств сохранения и
укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных
условий для формирования у школьников отношения к ЗОЖ как к одному из
главных
достижений
успеха»;
«Профилактика
правонарушений
несовершеннолетних» (Цель программы: Создание условий для организации
комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних; «Программа
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»; «Программа
по профилактике возникновения пожара и правилам поведения школьника в
случае его возникновения»; «Программа профилактики ВИЧ-инфекции», Цель:
повышение уровня информированности по проблемам связанным ВИЧ/СПИД,
выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ инфекцией у
подростков.
Разработано положение о Совете профилактики школы, Службе школьной
медиации, ведется систематическая работа этих служб в соответствии с планом
работы.
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы
при соблюдении требований законодательства Российской Федерации
предусматривает:
 участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, городские,
школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
 проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
 проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений
актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации,
поселка, города, страны;
 реализация
социальных проектов,
совместно
разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической, патриотической,
трудовой и т. д. направленности,
ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

С целью реализации воспитательной программы МБОУ СОШ №20 налажено
взаимодействие с социальными партнерами субъектами системы профилактики:










Территориальным управлением по поселку Нейво-Шайтанский
МБУК «Дом культуры» поселка Нейво-Шайтанский
Историко-краеведческим музеем поселка
ГКПТУ СО «ОПС» Свердловской области, отряд №15 (Пожарная часть),
поселка
Инспекторами ОПДН ММО «Алапаевский»»
ГБУ «ЦСПС и Д» г. Алапаевск
ТКДН и ЗП города Алапаевска
Советом ветеранов поселка Нейво-Шайтанский
ОВП п. Нейво – Шайтанский
Профориентация

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по
направлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение,
диагностику и консультирование по вопросам профориентации, организацию
профессиональных проб обучающихся. Реализация воспитательного потенциала
профориентационной работы школы предусматривает:
 проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего (Всероссийский проект «Проектория», цикл занятий
«Шоу проффессий»)
 профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях,
условиях разной профессиональной деятельности (проведение интерактивных игр
«Профессии моей семьи» 1-4 класс, «Рейтинг профессий» 9-11 класс, «Профессии,
востребованные в Свердловской области» 5-8 класс);
 экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы (предприятия и
организации поселка, например: камнеобрабатывающее предприятие ООО
«Ламель», рыбоперерабатывающее предприятие ООО «Спринг» и др.);
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях
профессионального,
высшего
образования
(посещение
обучающимися 8-11 классов Дней открытых дверей в учебных заведениях города
Алапаевска: Алапаевский Многопрофильный Техникум, Алапаевский филиал
Свердловский областной медицинский колледж, Алапаевский профессиональнопедагогический колледж);
 совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
 индивидуальное
психолого-педагогическое
консультирование
обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам

склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся,
которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии (проводят
классные руководители в рамках планов воспитательной работы с классом);
 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы в рамках
компонента, внеурочной деятельности или в рамках дополнительного образования
(в рамках предметной области «Технология», «Индивидуальный проект»).
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом,
включающим руководителя образовательной организации, заместителя директора
(по учебно-воспитательной работе), заместителя директора (по воспитательной
работе), педагог-организатор, специалистов психолого-педагогической службы
(социальный педагог, логопед, дефектолог), классных руководителей, иных
педагогических работников (педагог-библиотекарь). Функционал работников
регламентируется профессиональными стандартами, должностными
общешкольных событий и мероприятий возложена на заместителя директора
инструкциями и иными локальными нормативными актами образовательной
организации по направлениям деятельности.
В школе образовательную деятельность осуществляют 26 педагогических
работников, 40,7% из которых имеют первую квалификационную категорию, 14, 8% высшую квалификационную категорию, соответствие занимаемой должности – 10
человек, 1 педагог – без квалификационной категории, стаж менее 2-х лет. Основной
задачей аттестации является стимулирование роста профессионализма и
продуктивности
педагогического
труда.
В
школе
работают
высококвалифицированные педагоги. Средний педагогический стаж работы в ОО –
18,5 лет.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства
учителя принято считать его профессиональную компетентность - совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной
педагогической деятельности. Активно проходит обучение учителей на курсах
повышения квалификации раз в три года и профессиональной переподготовки по
актуальным проблемам образования педагогов и приоритетным направлениям,
определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой
образования.
Координация действий по организации ключевых по воспитательной работе.
Работа по развитию ученического самоуправления возложена на педагогаорганизатора и классных руководителей. Организация дел класса возложена на
классных руководителей. Профилактическая работа школы осуществляется силами
классных руководителей, социального педагога, специалистов психологопедагогической службы. Социальная служба школы активно сотрудничает с
территориальной комиссией по делам несовершеннолетних, городской психологопедагогической комиссией. Сопровождение обучающихся с ОВЗ организовано
силами педагогов и специалистов психолого-педагогической службы.

3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Перечень локальных правовых документов МБОУ СОШ №20,
обеспечивающих реализацию рабочей программы воспитания:







План воспитательной работы школы
Должностные инструкции по должностям
Инструкция классного руководителя
Организационные приказы о проведении мероприятий
Соглашения о сотрудничестве с социальными партнерами
Правила трудового распорядка работников

3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся МБОУ СОШ №20 способствует формированию у
обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,
максимально вовлекает их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся
о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся – общешкольные линейки, общешкольные праздники и
мероприятия);
 соответствия процедур награждения укладу жизни школы, качеству
воспитывающей
среды,
специфической
символике,
выработанной
и
существующей в укладе школы;
 прозрачности правил поощрения;
 регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);
 сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать как
индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награду);
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся
и социальной успешности: индивидуальные и групповые. Инструментом,
способствующим выявлению обучающихся с высокими образовательными
результатами, является личное портфолио обучающегося, ведение мониторинга
активности участия, как отдельных обучающихся, так и классного коллектива в
различных мероприятиях классным руководителем.

3.4. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными
результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего,
среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является
ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных
проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный
план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на
изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких
как: сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и
разнообразие деятельности, стиль общения, характер отношений между
педагогами, обучающимися и родителями (законными представителями);
 развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и
задач воспитания, планирования воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами,
социальными партнерами);
 распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие
обучающихся — это результат как организованного социального воспитания (в
котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и их
стихийной социализации и саморазвития.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».